ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ДЛЯ 5 КЛАССОВ.

СОРОКОВЫЕ - РОКОВЫЕ.

Форма проведения:  драматическое представление, посвященное памяти выпускников школы 1941 года, погибшим в Великой Отечественной войне и Муси Пинкензона.

Цель: 

  1. Воспитание  у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

  2. Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

Место проведения: берег Кубани, у памятника Мусе Пинкензону.

Оборудование:

 магнитофон с записями песен:

  1. День Победы (1 куплет),

  2. Священная война (1 куплет)

  3. Журавли (1 куплет)

  4. Русские березы

  5. День Победы (2 и 3 куплеты).

Цветы для возложения к обелиску, цветы и подарок ветерану.

Приглашен ветеран Великой Отечественной войны, над которой шествует наша школа, Бабичукова Дора Антоновна, бабушка Ярошенко Виталия.

 

         Звучит песня «День Победы»(1 куплет)

 

Ведущий 1. 

9  Мая 2007 года 62 раза прогремит салют Победы.  Фронтовики наденут ордена. И уже не внуки, а правнуки этих красивых и гордых героев-победителей будут расспрашивать их о суровых и страшных годах  Великой

Отечественной войны.

 Ведущий 2.

Год 1941-й. Июнь. В школах уже прошли выпускные экзамены, и вот он, долгожданный выпускной бал. Незаметно пролетела короткая летняя ночь, и наступил первый рассвет новой взрослой жизни. И вдруг…

 Голос диктора:

Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!

Звучит первый куплет песни «Священная война» в исполнении учащихся.

 Ведущий 3

Им было неполных 18, выпускникам школ 1941 года, ребятам, родившимся в 1923 году. Непосильная ноша легла на их еще не окрепшие плечи. Но не дрогнули  наши сверстники, храбро сражались они с врагами.

 

Классный руководитель:

И выпускники нашей школы № 2 (бывшей 36) вместе с директором школы Богданченко Николаем Васильевичем ушли на фронт. Семеро из них не вернулись.

 

1 чтец: читает «Реквием» Р. Рождественского.

Вечная слава героям! Вечная слава!

Вечная слава!

Вечная слава героям!

Слава героям! Слава!

 

2 чтец:

Степанов Николай Николаевич. Призван Усть-Лабинским РВК. Звание лейтенант. Погиб 21.12.1942 года. Где похоронен неизвестно. Погиб, защищая нашу Родину.

 3 чтец:

Рябцев Евгений Федорович, 1909 года рождения. Призван Усть-Лабинским РВК, звание рядовой, пропал без вести в районе села Малая Юрьевка, Ворошиловградской области, Ворошиловградского района. Погиб, защищая нашу Родину.

 4 чтец:

Суховерхов Михаил Иванович, 1913 года рождения. Призван Усть-Лабинским РВК, звание сержант. Пропал без вести 03.02.1943 года. Погиб, защищая нашу Родину.

 5 чтец:

Давыдченко Алексей Карпович. Призван Усть-Лабинским РВК, звание лейтенант. Погиб 10.04.1944 года. Где похоронен неизвестно. Погиб, защищая нашу Родину.

6 чтец:

Мартыненко Алексей Ефимович. Призван Усть-Лабинским РВК, служба 1194, стрелковый полк. Погиб 15.01.1945 года. Захоронен в 400 метрах южнее города Рудняки, Опатовский район, Родомское воеводство. Погиб защищая нашу Родину.

7 чтец:

Коряшлин Владимир Павлович. Призван Усть-Лабинским РВК, звание рядовой, служба 535 – Гвардейский стрелковый полк, 2-я Гвардейская стрелковая дивизия, 56 армия. Погиб 14.04.1943 года. Похоронен в станице Крымской Краснодарского края, у железнодорожного моста. Погиб, защищая нашу Родину.

 8 чтец:

Стародубов Павел Прохорович, 1923 года рождения. Призван Усть-Лабинским РВК, звание рядовой. Погиб 27.11.1943 года. Захоронен в селе Волчанка, Петровский район, Кировоградской области. Погиб, защищая нашу Родину.

 

9 чтец: читает продолжение «Реквием» Р.Рождественского.

Помните, через века, через года. Помните

О тех, кто уже не придет никогда.

Помните. Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны,

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны.

Люди Земли, убейте войну,

Прокляните войну.

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придет никогда,

Заклинаю. Помните!

 Звучит песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова (1 куплет).

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех давних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса.

1 ведущий:

Навечно занесен в «Книгу Памяти» нашего города маленький житель станицы Усть-Лабинской  - Муся Пинкензон.

Ученик 1: рассказывает о Мусе Пинкензоне.

ЮНЫЙ СКРИПАЧ .

    В городе Усть-Лабинске по улице Крепостной на высоком берегу Кубани находится братская могила советских людей, расстрелянных оккупантами в январе1943 года. Скромный обелиск, сооруженный во время войны, в 1971 году был заменен величественным гранитным памятником. На нем высечена надпись: «Пионеру-герою Мyce Пинкензону и советским гражданам — жертвам фашизма».

    В сорок первом военном году вместе со своей семьей и другими эвакуированными в станице Усть-Лабинской появился маленький пухлощекий мальчик со скрипкой. Это был Муся Пинкензон.В школу, куда его приняли в 5-й класс, он часто приходил со скрипкой играл, окруженный притихшими ребятишками. Своей игрой он восхищал и взрослых, и детей.

    До войны Муся Пинкензон жил в молдавском городке Бельцы. Родители, обнаружив у мальчика необыкновенное тяготение и любовь к музыке, подарили ему маленькую венскую скрипку, с которой мальчик не расставался до конца своей короткой жизни.

В станице Усть-Лабинской отец Муси стал главным врачом больницы, оборудованной под госпиталь.Сынишка помогал отцу. Каждый день после школьных уроков он приходил к раненным и играл им. Его скрипка издавала чарующие звуки, берущие за душу, успокаивающие боль.

Семья Муси не успела уйти из   станицы, когда ле­том 1942 года в нее ворвались фашисты. Начались бесчинства и  оккупантов.

Наступил тот страшный день, когда на возвышенный берег Кубани, откуда открывался необозримый степной простор, фашисты согнали более трехсот человек. Здесь были дети, старики и женщины, пленные раненые командиры и красноармейцы, жители станицы и эвакуированные. Среди них был и Муся со своей неразлучной скрипкой.

Гитлеровцы  выстроили безоружных людей перед рвом... Тогда отец Муси крикнул, обращаясь, к эсэсовцу:

- Оставьте  мальчика. Из него выйдет большой музыкант!

- Хорошо, - сказал каратель, - пусть играль, я буду слушайт. Ком, мальчик...

 Только на два шага выступил Муся из шеренги и взмахнул смычком... Раздались торжественные звуки пролетарского гимна. Мусина скрипка пела о протесте, о борьбе. «Интернационал»  подхватили тут же все обреченные.

Ожесточенные   выстрелы палачей оборвали песню. Сила мужества и искусства    маленького   героя по­могла людям достойно отдать свою жизнь и обессмертила его имя. Он продолжает жить в стихах и рассказах.

 

Ученик 2: читает стихотворение М.Шилова «Баллада о скрипаче».

 

БАЛЛАДА О СКРИПАЧЕ.

Он был, как многие,

Такой же пионер.

Любил читать, любил играть на скрипке,

И если его ставили в пример,

Он убегал с застенчивой улыбкой,

И может быть, чему и не бывать,

Когда у нас открыт простор талантам,

И им со временем отчизна-мать

Гордилась бы, как лучшим музыкантом.

Но только вдруг нагрянула война

Как раз в разгаре лагерного лета,

И кровью обагрилась страна,

И тьму пронзила вопли мрачных гетто.

И плач детей и материнский стон

Не молкли даже темными ночами.

В станице Усть-Лабинской Пинкензон

Скрипач - малыш был схвачен палачами

Он шел на смерть со скрипкою   в руках

Со стариками, женщинами рядом

Последний шаг, могила глубока,

Фашист взмахнул безжалостно прикладом

Смешалось все: и плач, и крик мольбы

И очереди выстрелов, и стоны,

Как вдруг запела скрипка гимн борьбы:

«Вставай, проклятьем заклейменный»

И все, кто слышал - поняли, что нет

Иной дороги к счастью и спасенью,

Чем путь прямой сражений и побед,

Что вел от поколенья к поколенью,

Скрипач играл, пусть был он очень мал,

Он вдохновлял, к нему тянулись руки.

Как будто мог «Интернационал»

Ослабить их неслыханные муки.

Когда упал он. Стали петь вокруг

Кто был в живых, еще со смертью споря,   

И с той поры скрипач как брат, как друг

Вошел в бессмертие с именем героя.

Разгромлен враг, цветут, как прежде весны,

Колышет май шелка разных знамен,

И в гимне, что звучит победоносно,

Поет, я слышу, Муся Пинкензон.

 

              Объявляется Минута молчания. Возлагаются цветы к памятнику М.Пинкезона.

Слово предоставляется ветерану ВОВ Бабичуковой Доре Антоновне.

 

 4 ученик: 

    Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живет в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей земле. Они призывают не забывать трагедии войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники – деревья.

Их обжигала пламенем война.

Под их шатрами умирали люди,

И потому, быть может, седина

На их коре,

Что путь был очень труден.

Стоят в веках свидетели войны,

Они всю жизнь глядят в реку,

С обрыва…

И каждому прохожему видны

Дубы, напоминающие взрывы.

                                                                             ( И.Гончаров)

Ученица:

    Много могли бы рассказать о войне деревья. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса.

Деревья тоже воевали

Как стяги, голову подняли,

Где нужно, гордо умирали,

С груди своей листву сорвав…

Земли родной тревоги, беды

По настоящему поняв,

Они смотрели на свет белый,

Корнями Родину обняв.

                                                                            (Т.Гармата)

 

Ученик:

    Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной, красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

    Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти.

Ты ее увидишь – забьется сердце…

Сколько о березе сложено стихов!

Может быть, довольно?

Но куда же деться,

Если песня в сердце созревает вновь?

Потому что помню:

В новенькой шинели

Я почти мальчишкой уходим на фронт,

И березы тихо мне во след глядели,

Русский посылая до земли поклон.

Ученица:

    В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время ВОВ. 

(Звучит песня: «Русские березы» в исполнении группы учащихся.)

 

Ученик:

    Ни днем, ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной территории. Летели по откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались машины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес помогал народным мстителям. Лесные массивы с давних пор служили нашей Родине надежным бастионом в борьбе против врагов. В суровые годы тягчайших исторических испытаний, леса, расположенные на пути оккупантов, превращались в неприступные или трудно преодолимые преграды, сдерживали натиск врагов, истощали их силы, вселяли суеверный страх. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы мирных русских людей.

    Исторически сложилось так, что особенно почетная воинская слава тульских засек, калининских, брянских, псковских, белорусских, брянских, украинских, карельских, ленинградских лесов.

    На каждом шагу врагу мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где их могла настигнуть смерть.  

                         

Ученица:

    Свинцовым градом пуль поливал враг нашу землю. Часть смертоносного груза приняли на себя березовые рощи, дубравы, еловые леса и сосняки. И сейчас еще деревья хранят в себе следы стали и свинца.

Война прошла, но подвиг вечен,

Как цепь сражавшихся солдат

(Кто опален, кто изувечен) -

Березы русские стоят.

Стоят, как прежде, белоноги,

И люди – боже их прости!

Пришли, чтоб выровнять дороги,

Срубить березы на пути.

Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!» -

И хвать по дереву сплеча,

Топор сорвался с резким звуком,

Свинец тяжелый повстречав.

Застыли люди. Значит, скольких

Спасли березы, что в рубцах!

В стволах засели те осколки,

Что быть могли бы в них, бойцах…

                                                                         (В.Потемкин)

Ученик:

    Растут деревья, как продолжение жизни тех, кто отдал ее за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен народ, вечна земля русская!

 «Россия» - шепчут мне березки,

«Россия» - шепчут камыши,

«Россия» - ключ журчит в ложбине.

И я им тихо вторю «Русь»!

Мне не трудны твои нагрузки.

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по-русски,

Моя березовая Русь!

Ученица:

    День Победы! Это один из самых светлых и торжественных праздников нашего народа. В этот день звучит музыка, смех, ветеранам дарят цветы. (Ученики дарят цветы ветерану и подарок).

Солдату я слагаю оду,

Был ратный путь его тяжел,

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

                                                                  (А. Плотников)

Ученик:

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто – за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Ученица:

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой Вы домой пришли,

Солдаты Мая, Слава вам навеки,

От всей Земли, от всей Земли!

Ведущий 1:

    Вечная память героям, павшим на полях сражений в Великой Отечественной войне.

 

Ведущий 2:

    Мы в неоплаченном долгу перед солдатами ВОВ. Но годы идут, и уходят из жизни герои.

 

Ведущий 3:

    А нам все недосуг поговорить с прадедушкой, посмотреть старые фотографии и почитать письма с фронта, которые до сих пор хранят наши прабабушки.

 

Классный руководитель:

    Ребята, поспешите и расспросите своих близких. А потом, лет через 20, уже вы сами будете рассказывать своим детям об этом тяжелом и страшном времени и о бессмертном подвиге советских солдат, освободивших весь мир от коричневой чумы.

    В заключении праздника все учащиеся поют песню «День Победы». Благодарят Дору Антоновну за рассказ-воспоминание о годах войны.

 Добавлено 14.03.2008г.

 

Hosted by uCoz