МОДИФИЦИРОВАННАЯ (АВТОРИЗОВАННАЯ) ПРОГРАММА

Факультативного курса по физике «Физика и эксперимент»

Класс 8-9

МАТРОСОВА ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений  «Физика, астрономия». Министерство образования Российской федерации, издательство «Дрофа». 2004 г, стр. 177, программа для общеобразовательных и профильных классов основной школы «Физика в самостоятельных исследованиях». Авторы программы В.Г.Разумовский, Ю.И.Дик, Г.Г.Никифоров, В.А. Орлов, В.Ф. Шилов может быть реализована в 8-9 классах.

В 8 классе уровень сложности соответствует общеобразовательному стандарту по физике, в 9 классе вводится дополнительный материал повышенной сложности.

 

Цель факультативного курса:

1.     Развитие познавательных интересов интеллектуального уровня учащихся.

2.     Формирование умения проводить наблюдения, фиксировать и систематизировать полученные данные.

3.     Измерять физические величины, объяснять принцип действия приборов

 

Задачи курса:

1.                  Учить учащихся пользоваться категориями научной информации: экспериментальный факт, модель явления, теоретический вывод, экспериментальная проверка теории

2.                  Развивать у учащихся самостоятельность и творчество при проведении эксперимента и составлении отчета.

3.                  Приобщать учащихся пользоваться дополнительной литературой, составлять конспекты, выступления

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

8 класс – 34 часа

 

ТЕМА: МЕХАНИКА

 

I.  Методы изучения физики – 4 часа

Методы познания физических явлений. Экспериментальные и теоретические методы изучения природы. Физические величины, их измерение. Погрешность измерений. Наблюдение. Представление данных о наблюдении: табличное, графическое, аналитические исследования.

Составление характеристики измерительного прибора: цена деления шкалы, предел измерения, погрешность измерения. Прямые измерения (длины, времени). Косвенные измерения (объема, диаметра тонкой проволоки)

 

II.  Механическое движение – 4 часа

Основные характеристики механического движения: траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение. Движение тела по окружности.

Исследования: Измерение скорости равномерного движения, зависимость ускорения при движении тела по наклонной плоскости от угла наклона, зависимость периода колебаний от частоты.

 

III.  Динамика – 5 часов

Взгляды Г.Галилея и И.Ньютона на движение изолированных тел. Законы Ньютона, следствие законов Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил.

Исследования: измерение силы. Условия равновесия тела, имеющего закрепленную ось вращения. Зависимость силы упругости от деформации. Зависимость коэффициента трения скольжения от веса тела.

 

IV.  Законы сохранения в механике – 7 часов

Сохраняющиеся величины в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Теория реактивного движения. Закон сохранения энергии. Простые механизмы. КПД простых механизмов.

Исследования: Переход потенциальной энергии в кинетическую. Зависимость КПД наклонной плоскости от угла наклона. Сравнение измерения полной механической энергии с работой силы трения. Зависимость величины механической работы выполненной телом, от его энергии.

 

V.  Механические колебания и волны – 5 часов

Физические величины, характеризующие механические колебания: амплитуда, период, частота. Резонанс.  Механические волны, их характеристики. Звук.

Исследования: по движению закона свободных колебаний нитяного маятника. Колебание груза на  пружине. Экспериментальная проверка и расчет периода колебаний пузырька с песком, плавающего в вертикальном положении в воде. Зависимость между частотой и длиной волны.

 

VI.  Тепловые явления – 7 часов

Методы, исследования тепловых явлений. Температура и ее измерение. Термометр. Удельная теплоемкость. Теория МКТ при объяснении агрегатных переходов вещества.

Исследования: Наблюдение переходы механической энергии во внутреннюю и обратно. Экспериментальное определение удельной теплоемкости вещества при помощи калориметра. Экспериментальное сравнение теплопроводности металлов. Исследование охлаждения жидкости при испарении, постоянства температуры жидкости при кипении.

 

VII.  Творческие отчеты – 2 часа

Защита конструкторских проектов приборов измерения температуры  и влажности. Интересные сообщения.

9 класс – 34 часа

 

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

 

I.   Электростатика – 3 часа

Электризация тел. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Конденсатор.

Исследования: Определение знака заряда. Исследование взаимодействия заряженного тела с незаряженным. Конструирование электроскопа.

 

II.   Постоянный электрический ток – 8 часов

Источники тока. Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры. Проводимость полупроводников. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи.

Исследования: Конструирование модели гальванического элемента. Сборка электрической цепи и изображение схемы. Проверка закона Ома. Определение сопротивления проводника. Зависимость сопротивления от длины площади сечения проводника. Построение вольтамперной характеристики лампы накаливания. Типы соединения проводников

 

III.  Магнитное поле – 5 часов

Магнитное поле тока. Электромагниты. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Магнитное поле Земли.

Исследования: Наблюдение спектров магнитных полей прямого проводника и катушки с током. Исследование магнитного поля катушки с током. Конструирование электромагнита. Движение рамки с током в магнитном поле.

 

IV.  Электромагнитная индукция – 3 часа

Открытие Фарадеем электромагнитной индукции. Правило Ленца. Генератор переменного тока. Счетчик электроэнергии. Трансформатор.

Исследования: Наблюдение явления электромагнитной индукции, опыты с трансформатором.

 

V. Электромагнитное колебание и волны – 3 часа

Колебательный контур. Электромагнитные волны. Скорость распределения электромагнитных волн. Принцип  радиосвязи.

 Исследования: Наблюдение свободных колебаний в колебательном контуре. Модель детекторного приемника.

 

VI. Лучевая оптика – 7 часов

Законы прямолинейного распространения света, отражения и преломления. Плоское зеркало. Полное отражение. Линзы. Построение изображений в плоском зеркале, призме, линзах. Оптические приборы

Исследования: Изготовление камеры-обскуры и наблюдение изображений в нем. Исследование зависимости числа изображений в двух зеркалах от угла между ними. Изготовление калейдоскопа. Конструирование перископа. Наблюдение полного внутреннего отражения. Сборка модели микроскопа. Наблюдение полного внутреннего отражения. Сборка модели микроскопа и телескопа. Глаз как оптический прибор.

 

VII.  Волновое явление – 4 часа

Свет – электромагнитные волны. Интерференция. Длина световой волны. Дисперсия. Спектры. Спектроскоп.

Исследования:  Наблюдение интерференции света. Определение длины волны. Наблюдение спектров.

 

VIII.  Творческие отчеты – 1 час

Тематическое распределение часов

 

8 класс – 34 часа

 

МЕХАНИКА

 

Тема

Всего часов

Лекции

Исследования

1

Методы изучения физики

4

2

2

2

Механическое движение

4

1

3

3

Динамика

5

3

2

4

Законы сохранения в механике

7

4

3

5

Механические колебания и волны

5

1

4

6

Тепловые явления

7

2

5

7

Творческие отчеты

2

 

 

 

 

9 класс – 34 часа

 

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

 

Тема

Всего часов

Лекции

Исследования

1

Электростатика

3

1

2

2

Постоянный электромагнитный ток

8

3

5

3

Магнитное поле

5

2

3

4

Электромагнитная индукция

3

2

1

5

Электромагнитные колебания и волны

3

1

2

6

Лучевая оптика

7

2

5

7

Волновые явления

4

2

2

8

Творческие отчеты

1

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. МОРФ. Издательство «Дрофа», 2004 г, Москва
  2. Сборник программ элективных курсов. Выпуск 9. Естественнонаучный блок. Краснодар, 2006 г
  3. Задачи вступительных экзаменов по физике в СУНЦ МГУ, Москва, 2005 г, МГУ.
  4. Опыты и наблюдения в заданиях по физике С.Ф.Покровский, Москва, 1980 г, Просвещение
  5. Мысленный эксперимент в преподавании физики. Д.Шодиев, Москва, Просвещение, 1990 г
  6. Методика факультативных занятий по физике О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, Москва. Просвещение, 1999 г
  7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. Москва. Дрофа, 2001 г
Hosted by uCoz