ДЕКАДА НАУК ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 6-Х КЛАССОВ

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА:

«Я ПОЗНАЮ МИР»

 

Цель работы:

возбудить в детях интерес к глубокому изучению естественных наук, уважение к знаниям.

 

1. Вступительное слово учителя:

Одно из самых прекрасных свойств человеческого разума – желание знать. Это желание впервые проявилось в попытках найти ответы на вопросы, связанные с практическими житейскими потребностями человека: как сеять и перерабатывать урожай, как придать нужную форму ядрам и стрелам, как ткать одежду? Но когда эти навыки были освоены и на такие вопросы, как «высоко ли небо?», «Почему падает камень?», Одни скажут: «какая нам разница, зачем нам это?». Однако всегда найдутся и те, которые будут пытаться ответить на них, заставляя работать свой мозг, познавая законы природы.

 

II. Ведущие ученица и Наука

Ученица:

- Видите камень вон тот придорожный

Камень, как камень… обычный

- Возможно

Как бы о нем поточнее узнать?

Надо Науку на помощь позвать.

Наука:

Как пишется «камень» научит Грамматика

Размеры и форму найдет Математика

Физика массу отыщет и вес

Минералогия взглянет на срез.

- Это камень, - скажет ребятам, -

И называют его силикатом.

А силикат расплавляют в печи

И получают стекло, кирпичи.

 Ученица:

Стекло давно в наш быт вошло.

Есть силикатные заводы,

Где выпускается цемент,

Он со стеклом одной породы –

В них кремний – главный элемент.

Наука:

Археология скажет:

- Находка!

Справа на камне видна обработка

Жил в этой местности древний народ, -

Дальше история слово берет.

- Был этот камень в почете и силе.

Древние люди им сучья рубили.

Им добывали одежду и пищу

Жилой примотан он был к топорищу.

В каменном веке, во времени древнем,

Люди огонь высекали тем камнем…

Ученица:

Камень в овраге лежит придорожном…

Камень простой?

Или может быть сложный?

 Наука:

О камне ты все ли узнал, Человек?

Наука поможет, не каменный век.

 Ученица:

Что? Почему? И где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз огонь добыт.

А почему огонь горит?

 Наука:

Известен людям фосфор красный,

Ведь спички зажигают все.

В составе смеси безопасной

Он есть на каждом коробке.

Мы чиркнем спичкой о коробку,

И вмиг окажемся в тепле.

 

Зерно под Солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

Дым – легкий,

А сталь – тверда.

Что значит «лед»,

А что «вода»?

 Ученица:

Что? Почему? Зачем? И где?

Мы все узнать хотим,

Соль растворяется в воде,

А мел нерастворим.

 Наука:

Бумага не горит дотла:

В печи останется зола.

А если медь в печи нагреть,

То станет тяжелее медь

С окалиною вместе.

Не верите – так взвесьте.

Ученица:

Алюминий чистый

Он легкий, мягкий, серебристый.

Тепла и тока проводник.

Добавка магния и меди

Металлу прочность придает.

Без сплава этого, поверьте,

Нельзя построить самолет.

Фольга в быту привычной стала,

Об этом знает стар и млад,

В фольгу завернут вкусный шоколад из легкого металла

 Для участия в викторине каждый класс представляет команду из 4-х человек (выбрав капитана и название команды).

  

Вопросы  викторины:

1.      Сколько дней в високосном году?   (366).

2.      Как называется самый короткий месяц?   (февраль).

3.      В каком году будет ближайший високосный год?   (2008, так как последние две цифры делятся на 4).

4.      Сколько оборотов вокруг своей оси делает Земля за год?  (365).

5.      Что называют орбитой Земли?   (траектория движения Земли вокруг Солнца).

6.      Как называется линия,  разделяющая Северное и Южное полушария? (экватор).

7.      В каком созвездии находится Полярная звезда?   (Малая медведица).

8.      Самое красивое созвездие, видимое зимой, с мужским именем.   (Орион).

9.      Как называют водную оболочку Земли? (гидросфера).

10. Как называется естественный спутник Земли? (Луна).

11. Кто и когда впервые посмотрел в телескоп на Луну? (1609 г. Г.Галилей).

12. Постоянные изменения вида Луны называют… (фазами).

13. Как по серпу Луны определить, в какой фазе она находится? («С» - стареет, «Р» - растет).

14. Через сколько дней повторяются лунные фазы? (28 дней).

15. С чем связано образование фаз? ( с ее движением вокруг Земли, вращением вокруг своей оси, освещением солнечными лучами).

16. «Восходит – все оживает,

       Заходит – и все умирает.

       Ты жизни мерило и первопричина ее.

       О какой звезде так говорили египтяне?   (Солнце).

17.  Что означает слово «планета» в переводе с древнегреческого?   (блуждающая).

18.  Сколько планет в Солнечной системе?

19.  Чем отличается Венера от других планет? (вращением).

20.  «Падающая» звезда, что это такое? (метеор).

21.  Что понимают под словом «вещество»? (то, из чего состоят тела).

22.  В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое, газообразное).

23.  Как называю твердое состояние воды? (лед).

24.  Как называю газообразное состояние воды? (пар).

25.  Что значит «деформировать»? (изменить его размеры или форму).

26.  Каким свойством обладают упругие тела? (восстанавливают свою форму после деформации).

27.  Как называются частица, из которой состоит вещество, «маленькая масса»? (молекула).

28. Что происходит с телами при деформации? (изменяют размеры и форму).

29.  Почему огурцы быстрее станут малосольными, если их залить тепловой водой? (Диффузия быстрее протекает при более высокой температуре).

30.  Если заморозить воду, получится лед. Какое это состояние? (Физическое).

31.  Горящую свечу накрыть стаканом. Что произойдет? Почему? (скоро потухнет, так как израсходуется весь воздух).

32.  Почему после каждого урока надо проветривать класс? (в выдыхаемом воздухе много углекислого газа).

33.  Назовите основные газы воздуха. (азот, кислород).

34.  К чему приведет избыток углекислого газа на Земле? (повышению температуры).

35.  На человека давит 15 тонн воздуха. Почему он не ощущает этого давления? (давление из вне и внутри человека одинаковы).

36.  Что измеряют барометром? (атмосферное давление).

37.  Как называется твердая вода? (лед).

38.  Когда чаще бывают туманы осенью или летом? (осенью, воздух охлаждается быстрее, чем земля или вода).

39.  Почему утки охотно ныряют в воду в сильный мороз?  (на глубине водоема +40С).

40.  Почему в серебряном сосуде вода долго не портится? (частички серебра губят микробов).

41.  Что придает скалам причудливые формы? (ветер, вода, Солнце).

42.  Что называют сухим поливом? (рыхление почвы).

43.  Как называются приборы для изучения организмов? (микроскоп, лупа).

44.  Какое вещество обеспечивает зеленый цвет растениям? (хлорофилл).

45.  Почему лекарственные растения нельзя собирать около дорог? (автомобили выбрасываю вредные вещества).

 

Жюри подводит итоги, награждение команд и самого эрудированного шестиклассника.

 

 III. Заключение:

 Ученица:

Открытый путь – нелегкий путь,

Но человека не свернуть.

Что? Почему? За ним следят,

Чтоб шел вперед, а не назад.

Вот почему из года в год

Наука движется вперед.

Добавлено 13.03.2007 г.

 

Hosted by uCoz