Письмо
Министерства
образования и науки РФ от 30 июня 2005 г. N 03-1230
"Об
организации
работы
в
образовательных учреждениях
по изучению и использованию
государственных символов
России"
В целях
реализации
программы мероприятий по популяризации
государственных символов
России до 2010 года, одобренной
распоряжением
Президента РФ
от 7 декабря 2004 г. N 572-рп, и исполнения
приказа
Минобрнауки России "О плане
действий
по
реализации
программы мероприятий по популяризации
государственных символов
России до 2010 года" от 27 апреля 2005 г. N 129 направляем рекомендации для
организации
работы
с обучающимися и воспитанниками по изучению и использованию
государственных символов
Российской
Федерации
и их популяризации.
Изучение и использование
государственных символов
России имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения.
Знакомство обучающихся и воспитанников с
государственными символами
России способствует воспитанию бережного отношения и уважения к существовавшим и
существующим символам
государства
как памятникам прошлого и достоянию современности.
Изучение и использование
государственных символов
РФ необходимо осуществлять в соответствии с
федеральными конституционными законами:
"О
Государственном флаге
Российской
Федерации"
от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г., от
7 марта 2005 г.), "О
Государственном гербе
Российской
Федерации"
от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (в ред. от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г.), "О
Государственном гимне
Российской
Федерации"
от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ (в ред. от 22 марта 2001 г.).
Государственный флаг
Российской
Федерации
является официальным
государственным символом
РФ.
Государственный флаг РФ
вывешивается на зданиях
образовательных учреждений
в дни: - государственных праздников РФ, установленных
законодательством
РФ; - траура (в верхней части древка
Государственного флага РФ
крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища
флага).
Флаг
может быть установлен во время проведения в
образовательных учреждениях
торжественных
собраний,
посвященных государственным праздникам РФ, а также при проведении других
торжественных мероприятий регионального, местного значения и мероприятий
образовательных учреждений.
При одновременном подъеме (размещении)
Государственного флага РФ
и
флага
субъекта РФ,
муниципального образования,
общественного объединения
либо
предприятия,
учреждения
или
организации
Государственный флаг РФ
располагается с левой
стороны
от другого
флага,
если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа
флагов
Государственный флаг РФ
располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа
флагов
(но не более двух) - левее центра. Размер других
флагов
не может превышать размер
Государственного флага РФ.
Государственный флаг РФ
хранится в специально отведенном и оформленном месте.
Государственный герб
Российской
Федерации
является официальным
государственным символом
РФ.
Государственный герб РФ
воспроизводится на
документах,
удостоверяющих личность
гражданина
РФ, помещается на
печатях
органов,
организаций
и
учреждений
независимо от
форм собственности,
наделенных отдельными
властными полномочиями,
знаменах
федеральных органов исполнительной власти;
государственных наградах РФ
и др.
Документы
государственного
образца
об образовании и приложения к ним также заверяются гербовой
печатью.
Государственный гимн
Российской
Федерации
представляет собой музыкально-поэтическое произведение.
Гимн
может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном
и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и
видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Государственный гимн РФ
может исполняться в
образовательных учреждениях
при
открытии
и закрытии торжественных
собраний,
посвященных государственным праздникам РФ,
открытии
и завершении учебного года, а также при проведении иных торжественных
мероприятий.
Государственный гимн РФ
слушают и поют стоя.
Изучать государственную символику РФ рекомендуется в процессе преподавания
истории, литературы, обществознания,
права,
а также музыки,
курса
мировой художественной культуры, факультативных
курсов.
Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов
государственной символики России может происходить в процессе
учебно-исследовательской деятельности обучающихся и воспитанников. Обучающимся и
воспитанникам важно знать не только
Государственный герб РФ
и его историю, но и символику своего
региона,
района,
города.
Формирование уважения к символам
государства
у обучающихся и воспитанников складывается на уроках, факультативных
курсах,
во внеклассной
работе,
учебных занятиях, в системе дополнительного образования детей, а также в
процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственной символикой
РФ.
Значительное влияние на процесс изучения и воспитания уважительного отношения к
государственной символике Российской
Федерации
оказывает и отражение
государственных символов
в оформлении залов, фойе и учебных
кабинетов
образовательных учреждений.
Особая роль в
организации
работы
по изучению символики России принадлежит библиотекам
образовательных учреждений.
В библиотеках
образовательных учреждений
рекомендуется организовывать выставки изданий, посвященных государственной
символике России, составлять списки рекомендуемой литературы, разрабатывать
тематику бесед для всех возрастных групп обучающихся, педагогических
работников,
а также размещать
плакаты,
иллюстрации и другие вспомогательные материалы о
государственных символах
РФ.
В целях обеспечения деятельности
образовательных учреждений
по изучению
государственных символов
РФ и их популяризации следует руководствоваться настоящими рекомендациями и
документами
Министерства
образования РФ, а именно:
- письмом
Департамента
общего образования Минобразования России от 1 октября 2002 г. N 13-51-111/13 "О
проведении "Урока России" в
общеобразовательных учреждениях
Российской
Федерации
накануне дня
Конституции РФ";
- методическими рекомендациями по проведению "Урока
гражданина"
в первом
классе
(письмо
Департамента
общего образования Минобразования России от 4 июня 2003 г. N 13-51-68/13);
- рекомендациями "Об
организации
воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных
государственных символов
Российской
Федерации
и их популяризации" (письмо Минобразования России от 1 марта 2002 г.
N 30-51-131/16).
При изучении
государственных символов
России рекомендуем использовать специальные учебные
пособия,
которые были поставлены Минобразованием России в
адрес
всех
органов
управления образованием
субъектов РФ
в 2002-2004 гг.:
- Алексеев Ю.А.
Государственные символы
России "Моя Родина - Россия". М., 2002. Учебное
пособие
для начальной школы;
- Пчелов Е.В.
Государственные символы
Российской
Федерации.
Герб.
Гимн.
Флаг.
- М.: "Русское слово", 2002. Учебное
пособие
для основной школы;
- Романковский В.К. Символы российской государственности: история и
современность. - М.: "Русское слово", 2002. Методическое
пособие
для учителей;
- Государственная символика России. История и современность. - М., ЦНСО, 2003.
Наглядное
пособие
(методические рекомендации и компакт-диск);
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по
курсу
"Государственная символика.
Гимн.
Герб.
Флаг".
- М., ВАКО, 2004.
Обращаем внимание руководителей
органов
управления образованием
субъектов РФ,
муниципальных
органов
управления образованием,
образовательных учреждений
и педагогических коллективов на необходимость
организации
систематической и целенаправленной
работы
по разъяснению значения
государственных символов
РФ.
Органам
управления образованием
субъектов РФ
предлагается:
- довести до сведения руководителей муниципальных
органов
управления образованием и
образовательных учреждений
всех типов, в т.ч. негосударственных образовательных
организаций
настоящие рекомендации для использования в
работе;
- организовать
работу
по
реализации
мероприятий по популяризации
государственных символов
России;
- обеспечить соблюдение в
образовательных учреждениях
всех типов соответствующих ритуалов, связанных с использованием
государственных символов
РФ.
Заместитель директора |
Н.В. Третьяк |
политики в образовании |