Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 июня 2005 г. N 03-1230
"Об
организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России"

В целях реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года, одобренной распоряжением Президента РФ от 7 декабря 2004 г. N 572-рп, и исполнения приказа Минобрнауки России "О плане действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года" от 27 апреля 2005 г. N 129 направляем рекомендации для организации работы с обучающимися и воспитанниками по изучению и использованию государственных символов Российской Федерации и их популяризации.

Изучение и использование государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Знакомство обучающихся и воспитанников с государственными символами России способствует воспитанию бережного отношения и уважения к существовавшим и существующим символам государства как памятникам прошлого и достоянию современности.

Изучение и использование государственных символов РФ необходимо осуществлять в соответствии с федеральными конституционными законами: "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г., от 7 марта 2005 г.), "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (в ред. от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г.), "О Государственном гимне Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ (в ред. от 22 марта 2001 г.).

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом РФ. Государственный флаг РФ вывешивается на зданиях образовательных учреждений в дни: - государственных праздников РФ, установленных законодательством РФ; - траура (в верхней части древка Государственного флага РФ крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага).

Флаг может быть установлен во время проведения в образовательных учреждениях торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ, а также при проведении других торжественных мероприятий регионального, местного значения и мероприятий образовательных учреждений.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага РФ и флага субъекта РФ, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг РФ располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг РФ располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но не более двух) - левее центра. Размер других флагов не может превышать размер Государственного флага РФ.

Государственный флаг РФ хранится в специально отведенном и оформленном месте. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом РФ.

Государственный герб РФ воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, помещается на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными властными полномочиями, знаменах федеральных органов исполнительной власти; государственных наградах РФ и др. Документы государственного образца об образовании и приложения к ним также заверяются гербовой печатью.

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн РФ может исполняться в образовательных учреждениях при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ, открытии и завершении учебного года, а также при проведении иных торжественных мероприятий. Государственный гимн РФ слушают и поют стоя.

Изучать государственную символику РФ рекомендуется в процессе преподавания истории, литературы, обществознания, права, а также музыки, курса мировой художественной культуры, факультативных курсов. Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственной символики России может происходить в процессе учебно-исследовательской деятельности обучающихся и воспитанников. Обучающимся и воспитанникам важно знать не только Государственный герб РФ и его историю, но и символику своего региона, района, города.

Формирование уважения к символам государства у обучающихся и воспитанников складывается на уроках, факультативных курсах, во внеклассной работе, учебных занятиях, в системе дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственной символикой РФ.

Значительное влияние на процесс изучения и воспитания уважительного отношения к государственной символике Российской Федерации оказывает и отражение государственных символов в оформлении залов, фойе и учебных кабинетов образовательных учреждений.

Особая роль в организации работы по изучению символики России принадлежит библиотекам образовательных учреждений. В библиотеках образовательных учреждений рекомендуется организовывать выставки изданий, посвященных государственной символике России, составлять списки рекомендуемой литературы, разрабатывать тематику бесед для всех возрастных групп обучающихся, педагогических работников, а также размещать плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы о государственных символах РФ.

В целях обеспечения деятельности образовательных учреждений по изучению государственных символов РФ и их популяризации следует руководствоваться настоящими рекомендациями и документами Министерства образования РФ, а именно:

- письмом Департамента общего образования Минобразования России от 1 октября 2002 г. N 13-51-111/13 "О проведении "Урока России" в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации накануне дня Конституции РФ";

- методическими рекомендациями по проведению "Урока гражданина" в первом классе (письмо Департамента общего образования Минобразования России от 4 июня 2003 г. N 13-51-68/13);

- рекомендациями "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации" (письмо Минобразования России от 1 марта 2002 г. N 30-51-131/16).

При изучении государственных символов России рекомендуем использовать специальные учебные пособия, которые были поставлены Минобразованием России в адрес всех органов управления образованием субъектов РФ в 2002-2004 гг.:

- Алексеев Ю.А. Государственные символы России "Моя Родина - Россия". М., 2002. Учебное пособие для начальной школы;

- Пчелов Е.В. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. - М.: "Русское слово", 2002. Учебное пособие для основной школы;

- Романковский В.К. Символы российской государственности: история и современность. - М.: "Русское слово", 2002. Методическое пособие для учителей;

- Государственная символика России. История и современность. - М., ЦНСО, 2003. Наглядное пособие (методические рекомендации и компакт-диск);

- Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу "Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг". - М., ВАКО, 2004.

Обращаем внимание руководителей органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и педагогических коллективов на необходимость организации систематической и целенаправленной работы по разъяснению значения государственных символов РФ.

Органам управления образованием субъектов РФ предлагается:

- довести до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов, в т.ч. негосударственных образовательных организаций настоящие рекомендации для использования в работе;

- организовать работу по реализации мероприятий по популяризации государственных символов России;

- обеспечить соблюдение в образовательных учреждениях всех типов соответствующих ритуалов, связанных с использованием государственных символов РФ.

Заместитель директора
Департамента государственной

Н.В. Третьяк

политики в образовании

 

Hosted by uCoz