Муниципальное автономное образов

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 2

муниципального образования Усть–Лабинский район.

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

Конкурс профессионального мастерства педагогов

 « Мой лучший урок».

 

 

Направление: начальная школа.

 

Предмет:  русский язык

 

Тема: «Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня»

 

Класс: 3

 

 

Учитель начальных классов: Сечкина Ирина Анатольевна      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Усть-Лабинск

2012 год

Тема: «Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня».

Начальная школа:  Русский язык. 3 класс.

 

Обучающие цели:

·   систематизировать знания о правописании удвоенных согласных в корне и на стыке приставки и корня;

·   совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

·   тренировать в умении находить, графически обозначать и проверять слова с измененными орфограммами;

 

Развивающие цели:

·                           расширять и активизировать словарный запас;

·                           расширять знания о русском языке;

·                           развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.

·   развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость;

·   формировать навыки сотрудничества;

·   развивать умение выделять главное, умение анализировать.

 

Тип урока: урок изучения нового.

Единица содержания образования: знакомство с орфограммой – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Граница знания-незнания: дети знают, что есть слова с удвоенными согласными в корне слова.

 

Оборудование урока: класс, оборудованный СМРС (классмейты), локальная сеть, мультимедийный проектор;  тест «Повторение изученных орфограмм»  (Программа  : e Learning Class V6.0)  .   Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 1.– М. :  «Баласс», 2010.

 

 

Сценарий урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

       I.      Организационный момент.  (1 мин.)

(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).

- Начинаем урок.

- Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал, компьютер.  

- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради.           

 

 

 

 

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.  (5 мин.)

(цель: актуализировать представления о понятиях «приставка», «корень», «однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний).

1. Языковая разминка.

- Над какой темой работаем?

- Вы должны были приготовить по этой теме вопросы для одноклассников.

- Задайте друг другу вопросы по теме «Части слова». 

 

 

 

 

 

 

 

2. Словарная работа. Приложение 2.1.  Слайд № 2 - 11

-  Отгадайте загадки и запишите слова в тетрадь.    

- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону .    Приложение 2.1.  Слайд № 12

-   Поставьте отметку на полях.

 

- Какой общий признак объединяет записанные слова?

 

- Прочитайте, что  говорит  Незнайка. (На экране высвечивается текст). Приложение 2.1. Слайд № 13  .

-Согласны ли вы с ним? Исправьте ошибку. Слайд № 14

 

- На какую орфограмму эти слова?

- Что вам известно об орфограмме: удвоенные согласные в корне слова?

(по плану)

 

 

 

- Все ли записанные слова относятся к одной орфограмме удвоенная согласная в корне слова?

- А если я скажу, что слово  бесстрашный здесь лишнее, вы согласитесь со мной?

- Действительно, слово бесстрашный  лишнее, потому что удвоенные согласные стоят не в корне.

 

- Что вы думали сначала про записанные слова?

- А что оказалось?

 

Части слова.

 

 

Задают вопросы и отвечают на них.  Примерные вопросы:

- Что такое приставка?

- Где стоит приставка и для чего служит?

- Почему корень называют главной частью слова?

- Какая еще часть слова образует новые слова?

- В каком порядке выполняется разбор по составу?

- Дети записывают слова: класс, перрон, хоккей, антенна, касса, ванна, грипп, аллея.

 

 

Ученики на местах обмениваются тетрадями для взаимопроверки по эталону и оценивают работу соседа.

 

 

- Удвоенная согласная, долгий звук при произношении.

 

 

 

 

- Учащиеся исправляют ошибку, допущенную Незнайкой в слове аккуратно.

 

- Удвоенные согласные буквы в корне слова.

- Знаем название орфограммы «Удвоенная согласная в корне», опознавательный признак - долгий звук при произношении, написание слов нужно запоминать. Умеем называть орфограммы, обозначать схемой, объяснять написание устно и графически.

- Да.

 

 

 

- ?

 

 

 

 

- Они относятся к одной орфограмме.

 

- Оказалось, что удвоенные согласные могут быть не только в корне.

 

III. Постановка проблемы.   (3 мин.)

(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).

 

- Смогли ли вы отличить разные орфограммы с удвоенными согласными?

- Сформулируйте главный вопрос, на который мы должны найти ответ на уроке.

Проблемный вопрос вывешивается на доску в виде карточки.

 

- Всё ли вам известно про новую орфограмму в слове бесстрашный, чтобы сразу попытаться дать ответ на этот вопрос?

 

- Что надо знать об орфограмме?

-Нужно узнать: название орфограммы, можно ли проверить. Придумать схему к орфограмме, научиться объяснять устно и графически   

На доске вывешивается план работы по ознакомлению с орфограммой.

Приложение 2.5. (План создан в программе Publisher)

План работы над орфограммой.

‪1.Название орфограммы.

‪2.Опознавательный признак.

‪3.Способ проверки.

‪4.Запись названия схемой.

 

- Узнаем, как орфограмму в слове ссыпать называют лингвисты? Прочитайте в учебнике с. 108

- Так как называется орфограмма?

Слайд № 15

- Что значит стык?  

 

 

- Нет.

 

 

- Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными?

 

 

- Нет. Мы знаем про орфограмму в слове  бесстрашный только опознавательный признак: долгий согласный звук при произношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Соединение, вплотную. Две согласные встретились и объединились.

 

IV. Наблюдения над условием написания.     (7-10 мин.)

(цель: подвести к формулированию правила написания удвоенных согласных на стыке приставки и корня).

 

- Предлагаю провести 1 мини-исследование над словами. Учебник с. 108. упр. 158.

Прочитайте задание к упражнению. Выделите цель нашего исследования.

- Прочитайте, что нужно сделать для ответа на этот вопрос?

-Проверка.

 

-  Сформулируйте ответ на вопрос тихо для себя, а затем соседу, обсудите ответ в паре.

- Так почему же в этих словах пишется удвоенная согласная буква?

 

- Можно ли проверить написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня?

- Подтвердите ответ на примере слова бесстрашный.  3 пункт плана.      

 

 

- Цель: найти ответ на вопрос, почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква.

 

 

- Записать слова. Выделить корень и приставку, подчеркнуть удвоенные согласные.

Индивидуальная работа в тетрадях.

 

Работа в паре.

Фронтальная работа. Проверка. Самооценка.

- Приставка заканчивается на такую согласную, с которой начинается корень в слове.

- Можно. Нужно сделать разбор по составу.

 

- В слове бесстрашный удвоенные согласные на стыке корня  страш- и приставки бес-

Физминутка. Приложение 2.1.Слайд №  16.    (1-2 мин.)        Упр. для глаз, «Перекаты головы»,

 

V. Проектирование и фиксация и нового знания.   (10 мин.)

(цель: формировать умение образовывать новые слова).

-  Когда же появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

 

- Предлагаю потренироваться в написании слов на изучаемую орфограмму.

Учебник с. 108 , Упр.159.  (с комментированием у доски и в тетради)

- Прочитайте задание к упражнению.

- Расскажите план вашей работы над упражнением.

 

 

 

- Что значит графически?

(- Какие обозначения должны показывать? Смотрите в образец.)

 

 

 

-Чему учились, выполняя это задание?

- Как записать название орфограммы схемой?  4 пункт плана.

- Всегда ли на стыке удвоенная С?

 

- В результате чего образуются слова с удвоенными согласными буквами на стыке приставки и корня?

 

 

- Приставка заканчивается на такую согласную, с которой начинается корень в слове.

  

 

 

 

 

 

1. Списать слова.

2. Объяснить устно и графически написание удвоенных согласных

 

- Выделить корень, приставку, подчеркнуть удвоенные согласные.

Работа одновременно в тетрадях и у доски с комментированием (доказательством).

 

 

- Объяснять орфограмму устно и графически.

 

- Нет. В упр. есть удвоенная т.

 

- В результат образования нового слова.

 

 

 

VI. Упражнение в правописании слов с удвоенной согласной.    (10 мин.)

(цель: развивать умение различать слова с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня).

1. Таблица сравнения орфограмм. Приложение 2.1.  Слайд № 18

 

- На все пункты плана работы с орфограммой нашли ответы?

- Сравните две орфограммы.   Слайд №  18.

 

- На какой главный вопрос пытались найти ответ на уроке?

 

- Включить компьютеры.

 

2. Составление алгоритма «Определи орфограмму». Приложение 2.1.  Слайд 19  

- Чтобы не допустить ошибку, составим алгоритм «Определи орфограмму».

 

3. Тест «Удвоенные согласные в словах».

- Теперь предлагаю показать свои знания по теме. Выполнить тест на компьютерах (СМРС). Приложение 2.3. (тест создан в программе  e Learning Class V6.0)    Приложение 2.2. (тест создан в программе Microsoft Word. Можно использовать как карточки при отсутствии компьютров),  Приложение 2.6. (тест создан в программе Power Point по шаблону Иванова Д.)

 

 

 

- Выполним 2 мини-исследование.

Приложение 2.1.  Слайд № 20-21

- На какие группы можно разделить эти приставки?

- При присоединении каких приставок к словам, возникает орфограмма “Удвоенные согласные на стыке”?   

- Выпишите эти приставки.

- Образуйте устно слова с этими приставками. Слайд №  21

 

- Сделайте вывод, удвоенные согласные на стыке приставки и корня это результат образования чего?

 

 

 

 

 

- Да.

 

Фронтальная работа. Высказывания учащихся.

- Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными?

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа в тетради, обсуждение в паре. Запись в тетрадях:

 

 

 

- в     без       под   

 

 

- Образуют слова.

 

 

 

 

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин.)

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

Каждый учащийся даёт самооценку работы по различению орфограмм (в дневниках при помощи смайликов).

- Оцените свою работу на уроке смайликом на полях тетради.

 

 

 

VIII. Итог урока. (1-2 мин)

-  Объясните графическую схему орфограммы. Приложение 2.4.  

- В результате чего образуются слова с удвоенными согласными буквами на стыке приставки и корня?

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание. Приложение 2.1. Слайд № 22.

1)  Знания надо закрепить!

           Учебник    с. 111, упр. 5       

  2) Задание для любознательных:

РАС + ССОРИТЬСЯ = ?

  Бывают ли в словах   утроенные    согласные?

 

 

Литература

 

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс, 1 ч. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2010.

 

2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2006.

 

3. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

 

4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 3 класс - М.: Баласс, 2001.

 

Интернет-источник

 

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/ (электронная физминутка для глаз)

 

http://fafka.ru/pictures/ (картинки)