Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
муниципального образования Усть–Лабинский район.
Конкурс профессионального мастерства педагогов
« Мой лучший урок».
Направление: начальная школа.
Предмет: русский язык
Тема:
«Удвоенная согласная буква на стыке приставки и
корня»
Класс: 3
Учитель
начальных классов: Сечкина Ирина Анатольевна
г. Усть-Лабинск
2012 год
Тема: «Удвоенная согласная
буква на стыке приставки и корня».
Начальная школа:
Русский язык. 3 класс.
Обучающие цели:
· систематизировать знания о правописании удвоенных согласных в корне и на стыке приставки и корня;
· совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
· тренировать в умении находить, графически обозначать и проверять слова с измененными орфограммами;
Развивающие цели:
· расширять и активизировать словарный запас;
· расширять знания о русском языке;
· развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.
· развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость;
· формировать навыки сотрудничества;
· развивать умение выделять главное, умение анализировать.
Тип урока: урок изучения нового.
Единица содержания образования: знакомство с орфограммой – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Граница знания-незнания: дети знают, что есть слова с удвоенными согласными в корне слова.
Оборудование
урока: класс, оборудованный
СМРС (классмейты), локальная сеть, мультимедийный проектор;
тест «Повторение изученных орфограмм»
(Программа :
e –
Learning
Class
V6.0)
.
Бунеев
Р.Н.Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 1.– М.
: «Баласс», 2010.
Сценарий урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. (1 мин.)
(цель: создать мотивацию к включению в
учебную деятельность). |
|
- Начинаем урок. - Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал, компьютер. - Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради.
|
|
II .
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
(5 мин.)
(цель:
актуализировать представления о понятиях «приставка», «корень»,
«однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую
недостаточность имеющихся у учащихся знаний). |
|
1.
Языковая разминка. - Над какой темой работаем? - Вы должны были приготовить по этой теме вопросы для одноклассников. - Задайте друг другу вопросы по теме «Части
слова».
2. Словарная работа.
Приложение 2.1. Слайд
№ 2 - 11 - Отгадайте загадки и запишите слова в тетрадь. - Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону . Приложение 2.1. Слайд № 12 - Поставьте отметку на полях. - Какой общий признак объединяет записанные слова?
- Прочитайте, что говорит Незнайка. (На экране высвечивается текст). Приложение 2.1. Слайд № 13 . -Согласны ли вы с ним? Исправьте ошибку. Слайд №
14 - На какую орфограмму эти слова? - Что вам известно об орфограмме: удвоенные согласные в корне слова? (по плану) - Все ли записанные слова относятся к одной орфограмме удвоенная согласная в корне слова? - А если я скажу, что слово бесстрашный здесь лишнее, вы согласитесь со мной? - Действительно, слово бесстрашный
лишнее, потому что
удвоенные согласные стоят не в корне. - Что вы думали сначала про записанные слова? - А что оказалось? |
Части слова. Задают вопросы и отвечают на них.
Примерные вопросы: - Что такое приставка? - Где стоит приставка и для чего служит? - Почему корень называют главной частью слова? - Какая еще часть слова образует новые слова? - В каком порядке выполняется разбор по составу? - Дети записывают слова: класс, перрон, хоккей, антенна, касса, ванна, грипп, аллея. Ученики на местах обмениваются тетрадями для взаимопроверки по эталону и оценивают работу соседа. - Удвоенная согласная, долгий звук при произношении. - Учащиеся исправляют ошибку, допущенную Незнайкой в слове аккуратно. - Удвоенные согласные буквы в корне слова. - Знаем название орфограммы «Удвоенная согласная в корне», опознавательный признак - долгий звук при произношении, написание слов нужно запоминать. Умеем называть орфограммы, обозначать схемой, объяснять написание устно и графически. - Да. - ? - Они относятся к одной орфограмме. - Оказалось, что удвоенные согласные могут быть не только в корне. |
III.
Постановка проблемы. (3 мин.) (цель: выявить и
зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать
тему и цель урока). |
|
- Смогли ли вы отличить разные орфограммы с удвоенными согласными? - Сформулируйте главный вопрос, на который мы должны найти ответ на уроке. Проблемный вопрос вывешивается на доску в виде
карточки. - Всё ли вам известно про новую орфограмму в слове бесстрашный, чтобы сразу попытаться дать ответ на этот вопрос? - Что надо знать об орфограмме? -Нужно узнать: название орфограммы, можно ли проверить. Придумать схему к орфограмме, научиться объяснять устно и графически На доске вывешивается план работы по ознакомлению с орфограммой. Приложение 2.5. (План создан в программе Publisher) План
работы над орфограммой. 1.Название орфограммы. 2.Опознавательный признак. 3.Способ проверки. 4.Запись названия схемой. - Узнаем, как орфограмму в слове ссыпать называют лингвисты? Прочитайте в учебнике с. 108 - Так как называется орфограмма? Слайд № 15 - Что значит стык? |
- Нет.
- Как отличить 2 разные
орфограммы с удвоенными согласными? - Нет. Мы знаем про орфограмму в слове
бесстрашный только опознавательный признак:
долгий согласный звук при
произношении. - Соединение, вплотную. Две согласные встретились и объединились. |
IV.
Наблюдения над условием написания.
(7-10 мин.) (цель: подвести к
формулированию правила написания удвоенных согласных на стыке приставки
и корня). |
|
- Предлагаю провести 1 мини-исследование над словами. Учебник с. 108. упр. 158. Прочитайте задание к упражнению. Выделите цель нашего исследования. - Прочитайте, что нужно сделать для ответа на этот вопрос? -Проверка. - Сформулируйте ответ на вопрос тихо для себя, а затем соседу, обсудите ответ в паре. - Так почему же в этих словах пишется удвоенная согласная буква? - Можно ли проверить написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня? - Подтвердите ответ на примере слова бесстрашный. 3 пункт плана. |
- Цель: найти ответ на вопрос, почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква. - Записать слова. Выделить корень и приставку, подчеркнуть удвоенные согласные. Индивидуальная работа в тетрадях. Работа в паре. Фронтальная работа. Проверка. Самооценка. - Приставка заканчивается на такую согласную, с которой начинается корень в слове. - Можно. Нужно сделать разбор по составу. - В слове бесстрашный
удвоенные согласные на стыке корня
страш- и приставки бес- |
Физминутка.
Приложение 2.1.Слайд № 16.
(1-2 мин.) Упр.
для глаз, «Перекаты головы», |
|
V.
Проектирование и фиксация и нового знания.
(10 мин.) (цель: формировать
умение образовывать новые слова). |
|
- Когда же появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
- Предлагаю потренироваться в написании слов на изучаемую орфограмму.
Учебник с. 108 , Упр.159.
(с комментированием у доски и в
тетради) - Прочитайте задание к упражнению. - Расскажите план вашей работы над упражнением. - Что значит графически? (- Какие обозначения должны показывать? Смотрите в образец.) -Чему учились, выполняя это задание? - Как записать название орфограммы схемой? 4 пункт плана. - Всегда ли на стыке удвоенная С? - В результате чего образуются слова с удвоенными согласными буквами на стыке приставки и корня?
|
- Приставка заканчивается на такую согласную, с которой начинается корень в слове.
1. Списать слова. 2. Объяснить устно и графически написание удвоенных согласных - Выделить корень, приставку, подчеркнуть удвоенные согласные. Работа одновременно в тетрадях и у доски с комментированием (доказательством). - Объяснять орфограмму устно и графически. - Нет. В упр. есть удвоенная т. - В результат образования нового слова. |
VI.
Упражнение в правописании слов с удвоенной согласной.
(10 мин.) (цель: развивать
умение различать слова с удвоенной согласной в корне и на стыке
приставки и корня). |
|
1. Таблица
сравнения орфограмм.
Приложение 2.1.
Слайд № 18
- На все пункты плана работы с орфограммой нашли ответы? - Сравните две орфограммы.
Слайд № 18. - На какой главный вопрос пытались найти ответ на уроке? -
Включить компьютеры. 2. Составление алгоритма «Определи орфограмму». Приложение 2.1. Слайд 19 - Чтобы не допустить ошибку, составим алгоритм «Определи орфограмму». 3. Тест
«Удвоенные согласные в словах». - Теперь предлагаю показать свои знания по теме. Выполнить тест на компьютерах (СМРС). Приложение 2.3. (тест создан в программе e – Learning Class V6.0) Приложение 2.2. (тест создан в программе Microsoft Word. Можно использовать как карточки при отсутствии компьютров), Приложение 2.6. (тест создан в программе Power Point по шаблону Иванова Д.)
- Выполним 2 мини-исследование.
Приложение 2.1. Слайд
№ 20-21 - На какие группы можно разделить эти приставки? - При присоединении каких приставок к словам, возникает орфограмма “Удвоенные согласные на стыке”? - Выпишите эти приставки. - Образуйте устно слова с этими приставками.
Слайд № 21 - Сделайте вывод, удвоенные согласные на стыке приставки и корня это результат образования чего?
|
- Да. Фронтальная работа. Высказывания учащихся. - Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными? Фронтальная работа. Индивидуальная
работа. Самостоятельная работа в тетради, обсуждение в
паре. Запись в тетрадях: - в без под - Образуют слова.
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин.) (цель: оценить
собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если
они есть, как направление будущей работы). |
|
Каждый учащийся даёт самооценку работы по различению орфограмм (в дневниках при помощи смайликов). -
Оцените свою работу на уроке
смайликом на полях тетради. |
|
VIII. Итог
урока. (1-2 мин) |
|
- Объясните графическую схему орфограммы. Приложение 2.4. - В результате чего образуются слова с удвоенными согласными буквами на стыке приставки и корня? |
|
Домашнее задание. Приложение 2.1. Слайд № 22. 1)
Знания надо закрепить!
Учебник с.
111, упр. 5
2) Задание для любознательных:
РАС + ССОРИТЬСЯ
= ?
Бывают ли в словах
утроенные
согласные? |
Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс, 1 ч. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2010.
2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2006.
3. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 3 класс - М.: Баласс, 2001.
Интернет-источник
http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/ (электронная физминутка для глаз)
http://fafka.ru/pictures/ (картинки)