Русский язык 3 класс Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы». УМК: Образовательная система «Школа 2100». Русский язык Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник для третьего класса общеобразовательной школы.(2- части.)
|
Оборудование:
Учительский компьютер с колонками и точкой доступа.
Проектор.
Подключение к учительскому компьютеру по локальной сети компьютеры учеников.
Тетради.
Ручки.
Музыкальный центр.
Пьеса П. И. Чайковского « Подснежник» из цикла « Времена года».
Обучающие цели урока:
Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных.
Развивать орфографическую зоркость.
Вырабатывать каллиграфический почерк.
Воспитывающие цели урока:
Поговорить о разнообразии растений и пользе, которую они приносят.
Дать представление об изменениях в жизни растений.
Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к родной природе.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель:
Проверим готовность к уроку.
Готовы ли ваши компьютеры к работе?
Есть ли ручки и тетради?
2. Постановка цели урока.
Вступительное слово учителя.
Учитель:
Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений (цветов), о необходимости их охранять и беречь. Будем повторять все изученные раннее орфограммы. Работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщать значение имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
3. Упражнение для руки
Учитель открывает на своем компьютере Программу « Начальная школа» КиМ..Русский язык.Медиатека.Интерактивы. № 6.
Учитель.
Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму. Я называю звонкую согласную, а вы находите на своих экранах парную глухую согласную. Щелкаете по выбранной букве и наблюдаете. На мониторе ваших компьютеров появляется образец правильного написания букв. Послушав, понаблюдав, записываете эту букву красиво в свои тетради.
( Учитель называет звонкие парные согласные: д, б, в, г, з, ж. Дети в своих тетрадях должны записать глухие согласные: т, п, ф, к, с, ш. Повторить написание до конца строки.
Проверка.
Какие парные глухие согласные вы записали?
Молодцы!
Вспомните и назовите словарные слова на букву п.
Дети. Пальто, пенал, песок, погода, помидор, посуда, пятница …
Учитель. Напишите их в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
4. Новый материал.
(звучит пьеса П.И.Чайковского « Подснежник» из цикла « Времена года».)
Учитель. Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.
Дети.
Ненастный, пасмурный, хмурый.
Скучный, тоскливый, печальный.
Непогожий, светлый.
Солнечный, прекрасный.
Учитель. Да, на дворе чудесная пора. А какая, вы скажите, отгадав загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети. Весной.
Учитель.
Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время просыпается и оживает после зимнего сна природа. Мне хотелось бы чтобы вы посмотрели как художник Исаак Ильич Левитан изобразил это время года в своих картинах. И в этом нам помогут наши верные друзья персональные компьютеры.
- Откройте Медиатеку. Русский язык. Интерактивы. № 1. Виртуальная картинная галерея.
- Щелкните правой кнопкой мыши.
- Выберите художник Левитан И. И..
Дети рассматривают картины « Весна - большая вода» и « Март»
Учитель.
Составьте и запишите в свои тетради предложения по этим картинам.
С помощью, какой части речи показано своеобразие этого времени года
Дети. Прилагательных.
Учитель.
Что такое имя прилагательное?
Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
С какой частью речи связано?
Как определить род и число имен прилагательных?
C какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?
Ученики отвечают на вопросы учителя, а на интерактивной доске транслируются правильные ответы.
Слайд 1.
Физкультминутка
Звучит пьеса П. И. Чайковского « Времена года».
Учитель. С цветами просыпаются и бабочки.
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
- Улыбнулось из – за тучки весеннее солнышко. На лесных полянках расцвели такие тонкие, простые и милые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд.А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своем описании?
Дети. Прилагательное.
Учитель. Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети. Март, апрель, май – весенние месяцы.
5.Фонетический разбор слова.
Апрель
Учитель.
Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы.
6. Показ слайдов весенних цветов под музыку « Вальс цветов».
7. Гимнастика для глаз.
8.Повторение.
Учитель. Запишите предложение.
Поляны запестрели от душистых цветов.
Подчеркните грамматическую основу.
Устно укажите части речи.
Запишите прилагательное (ДУШИСТАЯ) и подберите синонимы. Варианты ответов: пахучая, ароматная).
Дети выполняют задание.
9.Просмотр мультфильма. Для составления веселого рассказа, в устной форме используя в своей речи как можно больше прилагательных.
( Медиатека. К и М. Русский язык. Анимации. № 10.)
10.Домашняя работа.
10. Рефлексия урока
Какие учебные задачи ставили перед собой?
Удалось ли разрешить поставленные задачи?
Что мешало на уроке?
Какой вид работы понравился больше?
Какое задание вызвало затруднение?
Урок окончен, желаю всем успехов!
Оценки и награды получают все ученики.