МОДИФИЦИРОВАННАЯ (АВТОРИЗОВАННАЯ) ПРОГРАММА
По физике и астрономии
Класс 10-11
МАТРОСОВА ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА
Программа разработана на основе федеральной программы МОРФ для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия» 7-11 классы. Издательство «Дрофа», 2004 год г. Москва. Составители Ю.Н. Дик, В.А.Коровин, В.А. Орлов. Автор программ по физике Г.Я.Мякишев, стр. 111-117, по астрономии Е.П.Левитан. Издательство «Просвещение», г. Москва. Составители: В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова, С.В. Громов, Н.В. Шаронова, П.Г.Саенко.
Физика 10-11 классы, автор пр. Г.Я.Мякишев, стр. 3-7. Методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании физики в 2006-07 учебном году краевого департамента образования и науки Краснодарского края от 11 мая 2006 года № 145/2243 «О региональных учебных планах общеобразовательных учреждений Краснодарского края в 2006-07 учебном году
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ: Формирование системы физических знаний и умений в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования для уровня В - общеобразовательный профиль. Развитие мышления и творческих способностей учащихся. Развитие научного мировоззрения учащихся на основе освоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании.
Воспитание экологической культуры понимания нравственных и этических проблем, связанных с физикой. Формировать личность, способную ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования.
Модифицированная (авторизованная) программа по интегрированному курсу физики и астрономии составлена на основе федеральной программы МОРФ для общеобразовательного учреждения. «Физика», «Астрономия» 7-11 классы. Издательство «Дрофа» 2004 год. Г. Москва. Составители: Ю.И.Дик, В.А. Коровин, В.А. Орлов. Автор программы по физике Г.Я. Мякишев, стр. 111-117. автор программы по астрономии Е.П. Левитан. Издательство «Просвещение». 2005 год г.Москва. Составители: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, С.В. Громов, Н.В. Шаронова, П.Г. Саенко. Физика, 10-11 классы, автор программы Г.Я Мякишев стр.3-7, с учетом методических рекомендаций для ОУ Краснодарского края о преподавании физики в 2006-07 учебном году, приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 11 мая 2006 года № 14.5/2243 «О региональных учебных планах общеобразовательных учреждений Краснодарского края в 2006-07 учебном году»
Федеральная программа по физике рассчитана на 272 часа, 4 часа в неделю 10-11 классы, по астрономии 34 часа в 11 классе, 1 час в неделю.
По учебному плану МОУ СОШ № 2 на изучение интегрированного курса физика-астрономия выделено 238 часов. 10 класс - 102 часа, 3 часа в неделю, 11 класс - 136 часов. 4 часа в неделю, поэтому в программу внесены соответствующие изменения в количестве часов, отведенных на изучение материала по темам и включением рекомендованного материала по астрономии, связанного с содержанием курса физики.
10 класс-6 часов.
1. Роль наблюдений в астрономии (включить в урок методы научного познания и физической картины мира).
2. Горизонтальные и экваториальные системы координат в астрономии (отдельный урок при изучении положения точки в пространстве).
3. Основы измерения времени (отдельный урок в кинематике).
4. Солнечная система. Видимое движение планет, Законы Кеплера, Единицы измерения расстояний в астрономии. (Отдельный урок при изучении сил в механике после закона всемирного тяготения).
5. Законы Кеплера в формулировке Ньютона (отдельный урок).
6. Развитие представлений о строении Солнечной системы (Отдельный урок).
7. Движение небесных тел. Космические скорости (отдельный урок).
11 класс - 6 часов.
1. Оптические телескопы, астрографы (включить в уроки по оптике).
2. Спектральные наблюдения в астрономии (включить в урок спектральный анализ).
3. Радиотелескопы (включить в урок радиолокация).
4. Движение небесных тел: пространственные скорости звезд, эффекты Доплера (отдельный урок при изучении спектров).
5. Общие сведения и Солнце.
6. Источники энергии звезд и Солнца (включить отдельными уроками при изучении ядерных реакций).
7. Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдений Вселенной.
8. Современное представления о происхождении планет, Солнца, звезд.
9. Строение и эволюция Вселенной.
10.Жизнь и разум во Вселенной (включить в урок «Единая физическая картина мира).
Тематическое распределение часов в модифицированной (авторизованной) программе по интегрированному курсу
физики и астрономии 272/236
№ п/п |
Тема |
Тема раздела |
Количество часов
|
|
гос.программа |
Модифицированная |
|||
|
программа |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5. |
I |
10 класс |
|
136 |
102 |
|
Основные особенности физического метода исследования |
|
2 |
1 |
II |
Механика |
|
45 |
51 |
1 . Кинематика |
14 |
18 |
||
2. Динамика |
16 |
20 |
||
3. Законы сохранения вмеханике |
11 |
10 |
||
4. Статика |
3 |
3 |
||
III |
Молекулярная физика. Тепловые явления. |
|
36
|
31
|
1. Основы молекулярно- кинетической теории. |
1 |
6 |
||
2. Температура. Энергия теплового движения молекул. |
1 |
4 |
||
3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. |
13 |
7 |
||
4. Взаимные превращения жидкостей и газов. |
7 |
4 |
||
5. Основы термодинамики |
14 |
10 |
||
IV
|
Основы электродинамики
|
|
45 |
10 |
1. Электростатика |
8 |
10 |
||
2. Законы постоянного электрического тока |
20 |
|
||
3.Электрический ток в различных средах |
17 |
|
||
V |
Лабораторный практикум |
|
8 |
10 |
|
||||
№ п/п |
Тема |
Тема раздела |
количество часов |
Лабораторные работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
10 класс |
|
102 |
|
I |
Основные особенности физического метода исследования. |
|
1 |
|
II
|
Механика
|
|
51 |
|
1. Кинематика |
18 |
|
||
2. Динамика |
20 |
№1. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести. |
||
3. Законы сохранения в механике |
10 |
№2. Изучение закона сохранения механической энергии. |
||
4. Статика |
3 |
|
||
III |
Молекулярная физика. Тепловые явления. |
|
31 |
Мини-практикум |
1. Основы молекулярной кинетической теории. |
6 |
№ 3. Опытная проверка Гей-Люссака. №3 Оценка размеров олеиновой кислоты. |
||
2. Температура. Энергия теплового движения молекул. |
4 |
|
||
3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. |
7 |
|
||
4. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. |
4 |
|
||
5. Основы термодинамики. |
10 |
|
||
IV
|
Основы электродинамики.
|
|
10 |
|
1. Электростатика |
10 |
|
||
V |
Лабораторный практикум |
|
9 |
|
|
||||
№ п/п
|
Тема
|
Тема раздела
|
Количество часов
|
|
гос. программа |
Авторизованная программа |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
11класс. Физика. |
|
136 |
136 |
I.
|
Основы электродинамики (продолжение)
|
|
23 |
36 |
1. Законы постоянного тока |
0 |
10 |
||
2. Электрический ток в различных средах |
0 |
8 |
||
3.Магнитное поле |
11 |
8 |
||
4 Электромагнитная индукция |
12 |
10 |
||
II |
Колебания и волны |
|
32 |
26 |
1. Механические колебания. |
7 |
6 |
||
2. Электромагнитные колебания |
11 |
10 |
||
3. Производство, передача и использование электрической энергии |
2 |
1 |
||
4. Механические волны. |
4 |
3 |
||
5. Электромагнитные волны. |
8 |
6 |
||
III
|
Оптика.
|
|
27 |
27 |
1. Геометрические волны. |
7 |
9 |
||
2. Световые волны. |
10 |
9 |
||
3. Элементы теории относительности |
4 |
4 |
||
4. Излучения и спектры |
6 |
5 |
||
IV
|
Квантовая физика
|
|
30 |
27 |
1. Световые кванты |
7 |
6 |
||
2. Атомная физика |
7 |
6 |
||
3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы. |
16 |
15 |
||
V |
Вселенная |
|
|
3 |
|
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил |
|
3 |
2 |
VI |
Обобщающее повторение |
|
10 |
4 |
VII |
Лабораторный практикум |
|
11 |
11 |
|
11 класс. Астрономия. |
|
34 |
12 |
I |
Введение в астрономию |
6 |
3 |
|
II |
Строение Солнечной системы |
6 |
3 |
|
III |
Физическая природа тел Солнечной системы. |
6 |
|
|
IV |
Солнце и звезды |
10 |
3 |
|
V |
Строение и эволюция Вселенной. |
6 |
3 |
№ п / п |
Тема
|
Тема раздела
|
Количество часов |
Лабораторные работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11класс. Физика. | 136 | |||
I. | Основы электродинамики (продолжение) | 36 | ||
1. Законы постоянного тока | 10 |
№1(5). Изучение последовательного и
параллельного соединений проводников. №2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. |
||
2. Электрический ток в различных средах | 8 | |||
3.Магнитное поле | 8 | №3(1). Наблюдение действий магнитного поля на ток. | ||
4 Электромагнитная индукция | 10 | № 4. Изучение явления электромагнитной индукции. | ||
II | Колебания и волны | 26 | ||
1. Механические колебания. | 6 | № 5(3) Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. | ||
2. Электромагнитные колебания | 10 | |||
3. Производство, передача и использование электрической энергии | 1 | |||
4. Механические волны. | 3 | |||
5. Электромагнитные волны. | 6 | |||
III | Оптика. | 27 | ||
1. Геометрические волны. | 9 |
№ 6(4). Измерение показателя преломления
стекла. №7 (5). Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. № 8. Сборка модели телескопа. |
||
2. Световые волны. | 9 |
№9 (6). Измерение длины световой волны. № 10. Наблюдение дифракции. № 11. Наблюдение интерференции. |
||
3. Элементы теории относительности | 4 | |||
4. Излучения и спектры | 5 | № 12(7). Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. | ||
IV | Квантовая физика | 27 | ||
1. Световые кванты | 6 | |||
2. Атомная физика | 6 | |||
3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы. | 15 | |||
V | Вселенная | 3 | ||
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил | 2 | |||
VI | Обобщающее повторение | 4 | ||
VII | Лабораторный практикум | 11 | ||
11 класс. Астрономия. | 12 | |||
I | Введение в астрономию | 3 | ||
II | Строение Солнечной системы | 3 | ||
III | Физическая природа тел Солнечной системы. | |||
IV | Солнце и звезды | 3 | ||
V | Строение и эволюция Вселенной. | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС-102 часа
ТЕМА I. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ. - 1 час
Цель физики. Экспериментальный характер физик. Роль наблюдений в астрономии. Физические величины и их измерения. Границы применения физических законов. Научное мировоззрение.
ТЕМА II. МЕХАНИКА - 51 час.
1. КИНЕМАТИКА - 18 часов
а) кинематика точки - 15 час.
Что изучает
механика. Механическое движение. Пространство и
время. Границы применения
классической механики Ньютона. Движение точки и тела. Положение точки в
пространстве. Горизонтальные и экваториальные системы координат в астрономии.
Векторные величины. Действия над векторами. Проекция вектора на ось. Способы
описания движения. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения точки. Графическое представление равномерного
прямолинейного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение.
Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения. Скорость при движении с
постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением
свободного падения: а) вертикально вверх и вниз; б) движение брошенного тела под
углом к горизонту; в) движение тела, брошенного горизонтально. Равномерное
движение точки по окружности.
б)
кинематика твердого тела - 3 часа
Поступательное движение тел. Вращательное движение твердого тела.
2. ДИНАМИКА -20 часов
а)
законы механики Ньютона - 8 часов
Основные утверждения механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила.
Связь силы и ускорения. Второй закон Ньютона. Единицы силы. Третий закон
Ньютона. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.
Движение системы связанных тел. Движение тела по наклонной плоскости. Движение
тела по дуге окружности.
б)
силы в механике - 12 часов
Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Солнечная система. Видимое движение
планет. Закон Кеплера. Единицы измерения расстояний в астрономии. Закон Кеплера
в формулировке Ньютона. Развитие представлений о строении Солнечной системы.
Движение небесных тел.
Космические скорости. Космические скорости на поверхности небесных тел. Движение
искусственных спутников и автоматических межпланетных станций. Первая
космическа. Сила тяжести. Невесомость. Силы
упругости. Закон Гука. Силы трения.
Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.
3. СТАТИКА - З часа
Равновесие тел. 1 условие равновесия твердых тел. Момент силы. 2 условие равновесия твердых тел.
4. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ -10 часов
а) закон сохранения импульса -2 часа
Импульс тела. Закон сохранения импульсов.
б) закон сохранения энергии - 8 часов.
Работа силы и мощности. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменения. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. Законы сохранения энергии в механике.
ТЕМА III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. -31 час
1.ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. - 6 часов
Тепловые явления. Основные положения МКТ. Масса молекул. Физические величины, характеризующие молекулу. Подтверждение основных положений МКТ. Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основные уравнения МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основные уравнения МКТ теории газа.
2. ТЕМПЕРАТУРА. ЭНЕРГИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ. - 4 часа
Температура. Тепловые равновесия. Определение температуры. Абсолютная температура. Абсолютный нуль температуры. Абсолютная шкала температур. Связь абсолютной шкалы и шкалы Цельсия. Температура средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа.
3.
УРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА.
ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ -7 часов
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
4. ВЗАИМНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. ТВЕРДЫЕ ТЕЛА - 4 часа
Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Механическое напряжение.
5. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ -10 часов
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики, его применение к различным процессам. П, Ш законы термодинамики. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Границы применимости законов термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей. КПД.
ТЕМА 1У. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ -10 часов
1. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ - 10 часов
Что
такое электродинамика. Электризация тел. Электрический заряд.
Закон сохранения электрического
заряда. Основной закон электростатики -закон Кулона. Близкодействие на
расстоянии. Электрическое поле. Напряженность. Силовые линии электрического
поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Потенциальная энергия
заряженного поля в однородном электростатическом поле. Связь между напряжением и
напряженностью. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного
конденсатора.
Лабораторный практикум - 9 часов
11 КЛАСС -136 часов
ТЕМА I. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (продолжение) - 36 часов
1. ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК -10 часов.
Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ -10 часов.
Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости проводников, -р -n -переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
3. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ -8 часов
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
4. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ -10 часов
Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.
ТЕМА
II.
КОЛЕБАНИЯ И
ВОЛНЫ - 26 часов
1. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ -6 часов
Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания,
2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ -10 часов
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформатор. Передача электрической энергии.
3. ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРЕДАЧА И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ. - 1час
Производство и использование электрической энергии.
5. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ.- 6 часов
Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение. Радиолокация. Радиотелескопы.
TЕМА III. ОПТИКА -27 часов
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические телескопы, астрографы. Излучения и спектры. Движение небесных тел: пространственные скорости, эффект Доплера. Свет-электромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Шкала электромагнитных волн.
ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ - 4 часа.
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.(27 часов)
ТЕМА IV. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
I.. СВЕТОВЫЕ КВАНТЫ - 6 часов
Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.
2. АТОМНАЯ ФИЗИКА - 6 часов
Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
3.ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ -15 часов
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Общие сведения о Солнце. Источники звезд и Солнца. Ядерная энергетика. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Античастицы.
ТЕМА V. ВСЕЛЕННАЯ -3 часа
Наша Галактика. Метагалактики. Закон Хаббла. Пространственные масштабы наблюдений Вселенной. Современные представления о происхождении планет, Солнца, звезд. Строение и эволюция Вселенной.
ТЕМА VI. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ.- 2 часа
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Жизнь и разум во Вселенной.
ТЕМА VII. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ - 4 часа
ТЕМА VIII. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ - 11 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ
Выпускники средней школы должны:
1. Понимать
сущность метода научного познания окружающего мира.
1.1. Приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы (проверяется путем устного опроса или заданий с выбором ответа):
1.1.1. относительность механического движения;
1.1.2. принцип относительности Галилея;
1.1.3. непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества;
1.1.4. существование двух видов (знаков) электрического заряда;
1.1.5. закон Кулона;
1.1.6. связь магнитного поля с движением электрических зарядов;
1.1.7. связь электрического поля с изменением магнитного поля;
1.1.8. представление о свете как волне;
1.1.9. представление о свете как потоке частиц;
1.1.10. планетарная модель атома;
1.1.11. сложное строение атомного ядра.
1.2. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтверждать теоретические представления о природе физических явлений (проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа):
1.2.1. закон всемирного тяготения;
1.2.2. закон сохранения импульса;
1.2.3. звук - механическая волна;
1.2.4. первый закон термодинамики;
1.2.5. связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой;
1.2.6. давление света;
1.2.7. существование электромагнитных волн;
1.2.8. свет - электромагнитная волна;
1.2.9. связь массы и энергии;
1.2.10. представление о потоке частиц как о волне.
1.3. Используя теоретические модели, объяснять физические явления (проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа):
1.3.1. независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;
1.3.2. затухание механических колебаний маятников (нитяного и пружинного) и электромагнитных колебаний в контуре;
1.3.3. возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием;
1.3.4. необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса;
1.3.5. нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждении;
1.3.6. повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;
1.3.7. электризация тел при их контакте;
1.3.8. взаимодействие двух параллельных проводников с током;
1.3.9. зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
1.3.10. линейчатый характер спектров излучения и поглощения света атомарным газом;
1.3.11. фотоэффект;
1.3.12. радиоактивность;
1.3.13. высокая температура Солнца
1.4. Указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):
1.4.1. второго закона Ньютона;
1.4.2. закона Гука;
1.4.3. закона сохранения импульса;
1.4.4. закона сохранения механической энергии;
1.4.5. механики Ньютона (классической механики);
1.4.6. представления тела материальной точкой;
1.4.7. модели идеального газа;
1.4.8. прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры;
1.4.9. геометрической оптики;
1.4.10. представления об атомах как неделимых частицах;
1.4.11. возможности однозначного предсказания результатов природных процессов.
1.5. Выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез (проверка в виде заданий с выбором ответа или экспериментального исследования.)
1.6. Знать назначение физических приборов, указанных в "Обязательном минимуме содержания...", и уметь ими пользоваться ( проверка в виде в виде устного опроса и экспериментального задания).
1.7. Измерять( проверка в виде экспериментального задания.):
1.71. ускорение свободного падения;
1.72. коэффициент трения скольжения;
1.73. жесткость пружины;
1.74. удельную теплоемкость вещества;
1.75. ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;
1.76. удельное сопротивление проводника;
1.77. показатель преломления;
1.78. фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы;
1.79. длину световой волны;
1.8. раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения (проверка в виде устного опроса или реферата).
1.9. называть значимые черты современной физической картины мира (проверка в виде устного опроса или реферата).
1.10. иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании важнейших технических объектов: тепловых двигателей, генераторов электрического тока, телекоммуникационных устройств, лазеров, ядерных реакторов ( проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа)
2. Владеть понятиями и законами физики:
2.1. соотносить указанные в "Обязательном минимуме содержания..." понятия с теми свойствами тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику( проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа).
2.2. раскрывать смысл физических законов и принципов, указанных "Обязательном минимуме содержания..." ( проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа).
2.2.1.принципы относительности, близкодействия, суперпозиции, соответствия.
2.2.2 законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики, сохранения электрического заряда, Кулона, закон Ома для полной цепи, закон электромагнитной индукции, законы геометрической оптики, радиоактивного распада;
2.2.3. уравнение Клапейрона-Менделеева; уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;
2.2.4. связь давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней энергией хаотического движения его частиц; взаимосвязь массы и энергии;
2.2.5. постулаты специальной теории относительности; постулаты Бора.
2.3. Вычислять (проверка в виде заданий с выбором ответа):
2.3.1. скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении;
2.3.2. центростремительное ускорение;
2.3.3. дальность полета тела, брошенного горизонтально, и высоту подъема тела, брошенного вертикально;
2.3.4. ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;
2.3.5. скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;
2.3.6. скорость тела, используя закон сохранения механической энергии;
2.3.7. период колебаний математического маятника, груза на пружине, свободных колебаний в колебательном контуре;
23.8. установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса;
2.3.9. неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона-Менделеева или основного уравнения кинетической теории газов;
2.3.10. изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы;
2.3.11. КПД теплового двигателя;
2.3.12. силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами в вакууме;
2.3.13. силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле (при заданных значениях заряда и напряженности электрического поля);
2.3.14. напряженность электрического поля, созданного несколькими точечными зарядами, используя, принцип суперпозиции;
2.3.15. работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потенциалов поля);
2.3.16. напряженность однородного электрического поля по известной разности потенциалов между точками, отстоящими друг от друга на известном расстоянии;
2.3.17. заряд и энергию конденсатора по известной электроемкости и напряжению на его обкладках;
2.3.18. ЭДС источника тока, силу тока, напряжение и сопротивление в простейших электрических цепях;
2.3.19. силу, действующую на движущийся электрический заряд или на проводник с током в магнитном поле;
2.3.20. ЭДС индукции с помощью закона электромагнитной индукции;
2.3.21. показатель преломления среды, используя закон преломления;
2.3.22. длину волны по скорости ее распространения и частоте;
2.3.23. кинетическую энергию фотоэлектронов;
2.3.24. энергетический выход простейших ядерных реакций по .известным массам взаимодействующих частиц и продуктов реакции
2.4. Определять (проверка в виде заданий с выбором ответа):
2.4.1. характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени;
2.4.2. период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнению гармонических колебаний;
2.4.3. характер изопроцесса по графикам в координатах р, V; р, Т; V, Т;
2.4.4. вид движения электрического заряда в однородных магнитном и электрическом полях;
2.4.5. химический состав газа по его спектру;
2.4.6. продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
2.4.7. состав ядра по его заряду и массовому числу. Описывать преобразование энергии (проверка ответа в виде устного ответа или заданий с выбором, ответа):
2.5.1. свободном падении тел;
2.5.2. движении тел с учетом трения;
2.5.3. свободных-колебаниях нитяного и пружинного маятников;
2.5.4. изменении агрегатного состояния вещества;
2.5.5. протекании электрического тока по проводнику;
2.5.6. свободных колебаниях в колебательном контуре;
2.5.7. поглощении и излучении элекгромагнитнъгх волн;
2.5.8. работе тепловых двигателей;
2.5.9. работе электрогенератора, химических источников тока, солнечных батарей;
2.5.10. работе ядерных реакторов.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической), (проверка в форме устного ответа или заданий с выбором ответа).
3.1. Излагать суть содержания текста учебной книги по физике.
3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).
3.3. Выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов, предусмотренных обязательным минимумом содержания курса физики.
3.4. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.
4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа),
4.1. Соотносить длительность года, месяца и суток, смену времен года с движением Земли и Луны.
4.2. Знать:
4.2.1. значение температуры тела здорового человека, точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении;
4.2.2. физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека;
4.2.3. опасность для здоровья человека источников тока и меры безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
4.2.4. опасность для здоровья человека инфракрасного, видимого лазерного, ультрафиолетового, СВЧ, рентгеновского излучений и методы защиты от них;
4.2.5. опасность для здоровья человека источников радиоактивных излучений и методы защиты от них;
4.2.6. экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных и гидроэлектростанций;
4.2.7. зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и коэффициента трения.
Изучение учебного материала по физике в классах общеобразовательного профиля рассчитано на проведение трех или четырех уроков физики в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ
Астрономия
Специфика астрономических наблюдений.
Принципы определения горизонтальных и экваториальных координат светил.
Особенности различных способов счета времени.
Принципы, лежащие в основе составления календаря.
Понятие астрономической единицы.
Геоцентрическая картина строения Солнечной системы.
Законы движения планет - законы Кеплера.
Принципы, лежащие в основе выбора траекторий космических станций к телам Солнечной системы.
Решать задачи на использование формул: законов Кеплера, закона всемирного тяготения.
Возможность использования спектрального анализа для изучения небесных объектов.
Физический смысл принципа Доплера.
Принцип работы, значение и возможности телескопов.
Решать задачи на использование принципа Доплера. .Понятие солнечной постоянной и солнечной активности.
Связь земных явлений с активностью Солнца.
Особенность физического состояния вещества внутри звезд.
Источники энергии звезд и Солнца.
Понятие Млечный путь, галактика.
Понятие тангенциальной и лучевой скорости.
Общие понятия о размере и структуре галактики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Программа МОРФ для общеобр. учреж. «Физика. Астрономия» 7-11 кл. Составители по физике: Дик Ю.И., Коровин В.А., Орлов В.А.. 2004 г. Изд. «Дрофа». Москва – автор программы Мякишев Т.Я.; по астрономии Левитан Е.П. Изд. «Просвещение», Москва. Составители В.С. Данюшин, О.В. Коршунова, С.В. Громов, Н.В. Шаронова.
2. Учебник «Физика 10 кл.» Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Москва: «Просвещение» 2003 г.
3. Сборник задач по физике 10-11 класс. Степанова Г.Н. Москва «Просвещение».
4. Контрольные тесты 10-11 кл. А.Е. Марон. Москва «Просвещение».
5. Тесты по физике, уровень А, В. Стандарт 2000 Н.К. Ханнанов, В.А. Орлов, Г.Г. Никифоров Москва Вербум -№ 1, 2003
6. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. МОРФ Издательство «Дрофа» 2001 г.