Модифицированная (авторизованная) программа
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Физика и эксперимент»
8-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Физика, астрономия». Министерство образования Российской федерации, издательство «Дрофа». 2004г, стр. 177, программа для общеобразовательных и профильных классов основной школы «Физика в самостоятельных исследованиях». Авторы программы В.Г.Разумовский, Ю.И.Дик, Г.Г.Никифоров, В.А. Орлов, В.Ф. Шилов может быть реализована в 8-9 классах.
В 8 классе уровень сложности соответствует общеобразовательному стандарту по физике, в 9 классе вводится дополнительный материал повышенной сложности.
Цель факультативного курса:
Развитие познавательных интересов интеллектуального уровня учащихся.
Формирование умения проводить наблюдения, фиксировать и систематизировать полученные данные.
Измерять физические величины, объяснять принцип действия приборов
Задачи курса:
Учить учащихся пользоваться категориями научной информации: экспериментальный факт, модель явления, теоретический вывод, экспериментальная проверка теории
Развивать у учащихся самостоятельность и творчество при проведении эксперимента и составлении отчета.
Приобщать учащихся пользоваться дополнительной литературой, составлять конспекты, выступления
9 класс – 34 часа
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
I. Электростатика – 3 часа
Электризация тел. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Конденсатор.
Исследования: Определение знака заряда. Исследование взаимодействия заряженного тела с незаряженным. Конструирование электроскопа.
II. Постоянный электрический ток – 8 часов
Источники тока. Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры. Проводимость полупроводников. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи.
Исследования: Конструирование модели гальванического элемента. Сборка электрической цепи и изображение схемы. Проверка закона Ома. Определение сопротивления проводника. Зависимость сопротивления от длины площади сечения проводника. Построение вольтамперной характеристики лампы накаливания. Типы соединения проводников
III. Магнитное поле – 5 часов
Магнитное поле тока. Электромагниты. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Магнитное поле Земли.
Исследования: Наблюдение спектров магнитных полей прямого проводника и катушки с током. Исследование магнитного поля катушки с током. Конструирование электромагнита. Движение рамки с током в магнитном поле.
IV. Электромагнитная индукция – 3 часа
Открытие Фарадеем электромагнитной индукции. Правило Ленца. Генератор переменного тока. Счетчик электроэнергии. Трансформатор.
Исследования: Наблюдение явления электромагнитной индукции, опыты с трансформатором.
V. Электромагнитное колебание и волны – 3 часа
Колебательный контур. Электромагнитные волны. Скорость распределения электромагнитных волн. Принцип радиосвязи.
Исследования: Наблюдение свободных колебаний в колебательном контуре. Модель детекторного приемника.
VI. Лучевая оптика – 7 часов
Законы прямолинейного распространения света, отражения и преломления. Плоское зеркало. Полное отражение. Линзы. Построение изображений в плоском зеркале, призме, линзах. Оптические приборы
Исследования: Изготовление камеры-обскуры и наблюдение изображений в нем. Исследование зависимости числа изображений в двух зеркалах от угла между ними. Изготовление калейдоскопа. Конструирование перископа. Наблюдение полного внутреннего отражения. Сборка модели микроскопа. Наблюдение полного внутреннего отражения. Сборка модели микроскопа и телескопа. Глаз как оптический прибор.
VII. Волновое явление – 4 часа
Свет – электромагнитные волны. Интерференция. Длина световой волны. Дисперсия. Спектры. Спектроскоп.
Исследования: Наблюдение интерференции света. Определение длины волны. Наблюдение спектров.
VIII. Творческие отчеты – 1 час
Тематическое распределение часов
8 класс – 34 часа
МЕХАНИКА
№ |
Тема |
Всего часов |
Лекции |
Исследования |
1 |
Методы изучения физики |
4 |
2 |
2 |
2 |
Механическое движение |
4 |
1 |
3 |
3 |
Динамика |
5 |
3 |
2 |
4 |
Законы сохранения в механике |
7 |
4 |
3 |
5 |
Механические колебания и волны |
5 |
1 |
4 |
6 |
Тепловые явления |
7 |
2 |
5 |
7 |
Творческие отчеты |
2 |
|
|
9 класс – 34 часа
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
№ |
Тема |
Всего часов |
Лекции |
Исследования |
1 |
Электростатика |
3 |
1 |
2 |
2 |
Постоянный электромагнитный ток |
8 |
3 |
5 |
3 |
Магнитное поле |
5 |
2 |
3 |
4 |
Электромагнитная индукция |
3 |
2 |
1 |
5 |
Электромагнитные колебания и волны |
3 |
1 |
2 |
6 |
Лучевая оптика |
7 |
2 |
5 |
7 |
Волновые явления |
4 |
2 |
2 |
8 |
Творческие отчеты |
1 |
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. МОРФ. Издательство «Дрофа», 2004 г, Москва
Сборник программ элективных курсов. Выпуск 9. Естественнонаучный блок. Краснодар, 2006 г.
Задачи вступительных экзаменов по физике в СУНЦ МГУ, Москва, 2005 г, МГУ.
Опыты и наблюдения в заданиях по физике С.Ф.Покровский, Москва, 1980 г, Просвещение
Мысленный эксперимент в преподавании физики. Д.Шодиев, Москва, Просвещение, 1990 г
Методика факультативных занятий по физике О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, Москва. Просвещение, 1999 г.
Оценка качества подготовки выпускников
основной школы по физике. Москва.
Дрофа, 2001г.
Добавлено 13.03.2007г.