Модифицированная (авторизованная) программа
факультативного курса
«Решение нестандартных задач по физике»
9 класс
2008-2009 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержания программы «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. Ю.И. Дик, В.А. Коровин, В.А. Орлов. ООО «Дрофа», 2004 г.
Данная программа составлена на основе программы «Физика» 9-11 классы элективные курсы. Составитель В.А.Коровин. Москва. Дрофа. 2007г, стр. 115, программа элективного курса «Методы решения физических задач» (68 часов). Авторы: В.А Орлов, Ю.А.Сауров.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Включены темы «Гидроаэродинамика», « Теплота», «Механические колебания». Из тем «Постоянный ток в различных средах», « Электромагнитные колебания и волны» взяты вопросы, изучаемые в 9 классе.
ЦЕЛЬ: неотъемлемым элементом при изучении физики является умение решать задачи. Это способствует лучшему восприятию материала по физике, помогает развитию сопоставления физических явлений и основных законов физики. Решение на факультативном занятии нестандартных задач проводится с целью:
Развития у учащихся интереса к техническим школьным дисциплинам.
Формирования и развития творческих способностей учащихся.
Поддержки способных и одаренных детей.
Обеспечить дополнительную поддержку учащихся при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
1. Научить учащихся оценивать правильность, точность, логику и полноту ответа в нестандартных задачах.
2.Выполнять чертежи, схемы, пояснения к формулам, выводы расчетных формул.
3. Приобщать учащихся пользоваться справочной литературой.
Тематическое распределение часов
9 класс – 34 часа
№ |
Тема |
Всего часов |
Лекции |
Решение задач |
1 |
Правила и приемы решения физических задач |
3 |
1 |
2 |
2 |
Механика |
9 |
2 |
7 |
3 |
Гидроаэродинамика |
3 |
1 |
2 |
4 |
Теплота |
3 |
1 |
2 |
5 |
Механические колебания и волны |
3 |
1 |
2 |
6 |
Постоянный ток |
5 |
1 |
4 |
7 |
Оптика |
4 |
1 |
3 |
7 |
Атомная физика |
3 |
1 |
2 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
факультативного курса по физике
34 часа, 1 час в неделю
ТЕМА I: Правила и приемы решения физических задач. (6 часов)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение.
Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения.
ТЕМА II: МЕХАНИКА. (9 часов)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Свободное падение. Динамика. Законы Ньютона. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Движение системы связанных тел.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Знакомство с примерами решения олимпиадных задач по механике.
ТЕМА III: ГИДРОАЭРОМЕХАНИКА. (3 часа)
Давление столба жидкости. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плавание тел. Уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли.
ТЕМА IV: ТЕПЛОТА. (3 часа)
Внутренняя энергия. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха. Агрегатное состояние вещества.
ТЕМА V: МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. (3 часа)
Простейшие колебательные системы. Период, частота. Резонанс. Превращение энергии. Механические волны.
ТЕМА VI: ПОСТОЯННЫЙ ТОК. ( 5 часов)
Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Работа и мощность тока. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи. КПД электрической цепи. Шунты и добавочные сопротивления.
ТЕМА VII: АТОМНАЯ ФИЗИКА. (3 часа)
Атомное ядро. Радиоактивность. Закон сохранения заряда. Ядерные превращения.
Итоговое занятие 1 час
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ недели |
№ урока |
Дата
|
Содержание темы |
к-во часов |
ТЕМА I: ПРАВИЛА И ПРИЁМЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ |
3 |
|||
1. |
1/1 |
|
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Анализ физического явления. |
|
2. |
2/2 |
|
Типичные недостатки при решении и оформлении решения задач. |
|
3. |
3/3 |
|
Различные приемы и способы решений. |
|
ТЕМА II: МЕХАНИКА |
9 |
|||
4. |
4/1 |
|
Лекция. Кинематика поступательного движения. |
|
5. |
5/2 |
|
Координатный метод решения задач. |
|
6. |
6/3 |
|
Решение задач на свободное падение. |
|
7. |
7/4 |
|
Лекция. Законы Ньютона. Силы в природе. |
|
8. |
8/5 |
|
Решение задач на основные законы динамики. |
|
9. |
9/6 |
|
Решение задач на движение тела под действием суммы сил. |
|
10. |
10/7 |
|
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. |
|
11. |
11/8 |
|
Решение задач с помощью законов сохранения. |
|
12. |
12/9 |
|
Примеры решения олимпиадных задач по механике. |
|
ТЕМА III: ГИДРОАЭРОДИНАМИКА |
3 |
|||
13. |
13/1 |
|
Лекция. Гидростатическое давление. Законы Паскаля, Архимеда, Бернулли. |
|
14. |
14/2 |
|
Решение задач по гидростатике. |
|
15. |
15/3 |
|
Решение задач по гидродинамике. |
|
ТЕМА IV: ТЕПЛОТА |
3 |
|||
16. |
16/1 |
|
Лекция. Внутренняя энергия и теплообмен. Решение качественных задач. |
|
17. |
17/2 |
|
Задачи на уравнение теплового баланса и агрегатное состояния вещества. |
|
18. |
18/3 |
|
Решение задач на влажность воздуха. |
|
ТЕМА V: МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ |
3 |
|||
19. |
19/1 |
|
Лекция. Простейшие колебательные системы: математический и пружинный маятники. Механические волны. |
|
20. |
20/2 |
|
Задачи на движение математического маятника. |
|
21. |
21/3 |
|
Задачи на движение пружинного маятника |
|
ТЕМА VI: ПОСТОЯННЫЙ ТОК |
5 |
|||
22. |
22/1 |
|
Лекция. Физические величины, характеризующие электрический ток. Закон Ома. Соединение проводников. |
|
23 |
23/2 |
|
Приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. |
|
24. |
24/3 |
|
Задачи на описание электрической цепи с помощью законов Ома. Закон Джоуля-Ленца. |
|
25. |
25/4 |
|
Ознакомление с правилами Кирхгофа. |
|
26. |
26/5 |
|
Решение экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления. |
|
ТЕМА VII: ОПТИКА |
4 |
|||
27. |
27/1 |
|
Лекция. Законы отражения и преломления света. Линзы. Оптические приборы. |
|
28. |
28/2 |
|
Решение задач на законы отражения и преломления света. |
|
29. |
29/3 |
|
Задачи на построение изображений в тонкой линзе. |
|
30. |
30/4 |
|
Решение задач на оптические системы. |
|
ТЕМА VIII: АТОМНАЯ ФИЗИКА |
3 |
|||
31. |
31/1 |
|
Лекция. Атомное ядро. Радиоактивные превращения. Закон сохранения заряда. |
|
32. |
32/2 |
|
Решение задач на закон сохранения заряда. |
|
33. |
33/3 |
|
Решение задач на ядерные превращения. |
|
34. |
34/4 |
|
Итоговое занятие по курсу. |
1 |