Праздник красок
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета вечер,
Какого цвета ветер.
Ответь, какого цвета
Земля — моя планета.
Возможно, мир изначально был черно-белый,
И глухонемая природа при помощи цвета
Передавала нам какие-то знаки.
А мы смешали азбуку красок,
Окрасив землю, небо, воды.
Тайна остается нераскрытой.
(Русский свободный стих В. Бурича)
Ведущий. Мы встречаем праздник красок!
1 -й чтец. Праздник солнца!
2-й чтец. Праздник цвета!
3-й чтец. Вот мы взяли краски в руки —
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей.
Это правда,
Ну чего же тут скрывать,
Дети любят,
Очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне —
Рисовать!
4-й чтец. А вот и краски акварельные
Прозрачные, свирельные.
Легче пуха облака,
Солнце ярко-красное,
Машет крыльями слегка
Бабочка атласная.
Речка синяя слилась
С берегом зеленым,
Золотой плывет карась
Под лиловым кленом.
Кистью влажною чуть-чуть
Прикоснешься к краске —
Мчится конь в далекий путь.
Учитель. Сейчас я узнаю, хорошо ли вы разбираетесь в красках. Какие цвета являются основными и почему?
Дети. Красный, желтый, синий. С помощью этих цветов можно получить все остальные.
Учитель. Значит, сколько основных цветов?
Дети. Три!
Трое учеников читают стихотворение и по ходу смешивают краски.
1-й ученик. Три цвета, три цвета, три цвета.
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной (Смешивает).
Получим мы цвет... (фиолетовый).
2-й ученик. А синий мы с желтым смешаем — (Смешивает).
Какой мы цвет получаем? (Зеленый.)
3-й ученик. А красный плюс желтый,
Для всех не секрет,
Дадут нам, конечно, (Смешивает).
Оранжевый цвет.
Три девочки читают стихотворение «Сказка про трех феечек».
1-я девочка. Жили-были феечки,
Они имели леечки.
Желтая феечка — желтую леечку.
Красная феечка — красную леечку.
Синяя феечка — синюю леечку.
Фея красного цвета
Прекрасна была, как лето.
Фея синего цвета
В шелка небесные одета.
Фея желтого цвета
Солнцем весенним согрета.
2-я девочка. Любили феи пошалить
И землю красками из леечек полить.
Вдруг краски все перемешались,
И феечки остановились.
Они изрядно удивились:
Другие краски появились.
3-я девочка. Решили все: «Прекрасно!
Что делать, всем нам ясно!»
Запели песенку скорей:
«Лей краски, лей и не жалей:
Мир разноцветный веселей!».
Звучит песня Г. Гладкова «В коробке с карандашами».
Выходят семь карандашей-учеников, они исполняют сценку «Разговор красок».
Ведущий. Идет дождь, ты сидишь у окна, с грустью смотришь на двор и прислушиваешься к звукам дождя. Тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голоса, что все вещи разговаривают. Слышите, что говорит красный карандаш?
Красный. Я — мак, я — огонь, я — знамя!
Ведущий. Вслед за ним откликается оранжевый.
Оранжевый. Я — морковь, я — апельсин, я — заря!
Ведущий. Желтый тоже не молчит...
Желтый. Я — пух утенка, я — пшеница, я — солнце!
Ведущий. И зеленый шелестит...
Зеленый. Я — трава, я — сады, я — леса!
Ведущий. А голубой восклицает...
Голубой. Я — незабудка, я — лед, я — небо!
Ведущий. И синий не отстает...
Синий. Я — колокольчик, я — чернила, я — море!
Ведущий. А фиолетовый шепчет...
Фиолетовый. Я — слива, я — сирень в цвету, я — сумерки!
Ведущий. Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встает радуга. (Дети поднимают плакат с нарисованной радугой.) То тут, то там еще капают одинокие капли дождя.
Чтец. Дождик шустрый и прыгучий
Убежал за край села,
А на месте темной тучи
Чудо-радуга взошла.
Чтец. Семицветный полукруг
Изогнулся, словно лук,
И лучи потоком целым
К нам летят во все пределы.
Ведущий. Вновь слышны голоса цветных карандашей.
Красный. Смотрите! Радуга — это я!
Оранжевый. И я!
Желтый. И я!
Зеленый. И я!
Голубой. И я!
Синий. И я!
Фиолетовый. И я!
Ведущий. Все рады! В радуге над горизонтом — и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется.
Чтец. Не во сне, а наяву —
Что же здесь такого?
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Чтец. Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
Чтец. С листьев падает роса
В темно-синей чаще,
Филин желтые глаза
На меня таращит.
Чтец. Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озерам.
Чтец. Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишневый мостик...
Все . Я на радуге живу,
Приходите в гости!
(Т. Белоусова «На радуге»)
Радуга. Я красивее самого солнца.
Солнце. Ты красива — это правда. Но ведь без меня и радуги не бывает.
Ведущий. А радуга только пуще смеется да хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу — и радуги как не бывало. Радуги не стало... Но расплескала она свои яркие краски по всей земле, раздала их знойному лету, золотой осени, серебристо-холодной зиме, нежной весне...
1-й чтец. Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога...
2-й чтец. У второго — синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
3-й чтец. На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть...
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
4-й чтец. А четвертый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды...
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам!
(Е. Трутнева)
Ведущий. Кто же эти художники?
Дети. — Зима!
Весна!
Лето!
Осень!
Ведущий. Верно. А коль мы заговорили о художниках, то давайте тоже порисуем.
Приглашаются три ученика, они с завязанными глазами должны нарисовать кота.
Чтец. Нарисуй круг большой,
Сверху маленький такой.
На макушке ушка два —
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов —
Ты красивей всех котов.
Подводятся итоги конкурса художников.
Ведущий. Наш праздник продолжается. Кто желает нарисовать свой портрет с завязанными глазами?
Выходят три ученика, рисуют.
Учитель. Пока художники рисуют свои автопортреты, мы давайте рассмотрим картины. Как можно по жанру распределить их на три группы?
Дети:
Натюрморт.
Пейзаж.
Портрет.
Один из учеников распределяет картины на три группы.
Учитель. М. Яснов написал замечательное стихотворение. Оно так и называется «О картинах».
Чтец. Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется... (пейзаж).
Чтец. Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это... (натюрморт).
Чтец. Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Толька — твой сосед,
Обязательно картина называется... (портрет).
Учитель. Ребята, нам предстоит сделать очень интересную работу. Для этого мне нужны подмастерья, два человека. Кто желает помочь? Надо дорисовать эти рисунки.
На двух листах — по кляксе. Надо увидеть в них какой-нибудь предмет и дорисовать его. Дети рисуют, подводятся итоги.
Учитель. У нас в гостях Карандаш, он пришел не с пустыми руками, а с загадками.
Карандаш (загадывает детям загадки).
1.Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
А сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски и кисть.)
2.Он признался ножу:
Без работы я лежу,
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог. (Карандаш.)
3.Начало — пенье птицы,
Конец — на дне пруда,
А целое — в музее
Найдете без труда. (Картина.)
4.Если ей работу дашь —
Зря трудился карандаш. (Резинка, ластик.)
5.Я —черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в середине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу — изображу. (Цветные карандаши.)
6.Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
7.Поднялись ворота —
Всему миру красота. (Радуга.)
Карандаш награждает победителей.
Чтец. И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:
Цветы, животных, лес и сказки...
Все нарисует, были б краски
Да лист бумаги на столе.
И мир — в семье и на Земле.
Учитель. Вот и подошел к концу наш праздник красок. Давайте его закончим песней.
(Дети поют песню «Скажи, художник», муз. М. Протасова, ел. Н. Бромлей.)