|
||||||||||||||||||||||||||
Шли годы, столетия... Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась "дорогой жизни" и местом обитания многих племен и народов. |
||||||||||||||||||||||||||
План проведения научно-практической конференции.
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
Научно-практическая деятельность учащихся в курсе регионоведения. В настоящее время все больше учителей со школьниками исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования это наиболее эффективный путь познания и что целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными для любого вида исследовательской деятельности, и, следовательно, знания их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали. Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с литературой, сравнение, анализ и, наконец, выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний. Задача учителя - предложить ученику тему или, что реже, ученик сам находит себе тему или объект исследования, выбирает доступные методы для проведения своих исследований, подбирает литературу. Каждой темой может заниматься не один ученик, а небольшая группа. В детском коллективе исследовательская работа бывает успешной, когда работая совместно учащиеся дополняют друг друга. Хотя исследование является самой главной частью работы, необходим и заключительный этап - описание результатов. У школьников обычно нет опыта в изложении своих мыслей на бумаге, тем более нет опыта в описании собственных исследований. Прежде всего необходимо объяснить, что статья разбивается на части: должно быть введение, где отображается поставленная задача, теоретический раздел, где говорится о том, что уже известно науке о сути процесса, явления или объекта, которому посвящено исследование, далее дается описание самого исследования, в котором обязательно должны быть указаны используемые методы и оборудование, показан ход исследования и обсуждены его результаты. Наконец, все завершает заключение, где подводят итоги обсуждения. Важно также , чтобы ученик выступил со своим докладом перед другими школьниками. Здесь мы сталкиваемся со своими трудностями: юный исследователь не понимает, что устное сообщение совсем не то, что написанная статья, - оно должно быть короче, содержать все существенное, что есть в статье, быть понятным слушателям, а иллюстративный материал - наглядным и хорошо видным слушателям. Из доклада должно быть ясно, какие задачи поставлены, какими методами они решались и какой получен результат. Умение выступать перед аудиторией пригодится школьнику в любой избранной профессии, поэтому стоит потратить время на обработку доклада. Обязательно нужно сформировать правильное отношение к вопросам, которые могут быть заданы докладчику. Они помогают глубже понять результаты своей работы, а иногда дают толчок дальнейшим исследованиям. Крайне важно, чтобы аудитория была действительно заинтересована и доброжелательна. Необходимо отметить, что те задачи, которые приведены в статье нуждаются в кропотливой совместной работе учеников и учителя. Представляю доклад на нучно-практическую конференцию на тему: "Особенности физико-геологического строения города Усть-Лабинска" |
||||||||||||||||||||||||||
|
Литературное наследие земляка Савенко
М.К.
|
||||||||||||
писатели, как В. Попов, И.Варавва, В. Елагин, К. Обойщиков. Эрудированный, начитанный, умеющий находить контакт с молодыми и пожилыми литераторами, интересный собеседник - таким остался в памяти знающих и любящих его людей Михаил Константинович. И память о нем, ушедшем из жизни 14 ноября 1997 года, останется в сердце каждого из нас.
Человек родившийся в станице Ново-Лабинской, долгое время живший и творивший в родном Усть-Лабинске... А мы так мало знаем о нем. В своей работе я обращаюсь к личным записям М.К. Савенко и его сына С.М. Савенко; к газетам "Вольная Кубань" и "Кубанские новости" периода 90-х годов ХХ века; к рукописям писателя. Итак, цели и задачи, которые я поставила перед собой, ясны; доказать, что труд практически всей жизни Савенко М.К. заслуживает внимания. Несмотря на титанический труд Михаила Константиновича, не только по написанию, но и изданию "Гроз над Россией", самобытная книга осталась мало замеченной. Это всегдашние превратности судьбы серьезных произведений. Трилогия, правда, была выдвинута на соискание публикаций в "Роман-газете" в 1998 году. Но может ли это научить человека стать читателем? Вряд ли. Тут необходим труд собственной души. Нужно вдумчивое чтение и, как писал знаменитый французский писатель Ш. Монтескье, " пусть никто, бегло прочитав книгу, не выносит поспешно суда о работе, на которую потрачено двадцать лет." В середине 1992 года неизвестный автор принес на отзыв кубанским писателям рукопись, огромную в трех тяжелых папках. Это был трехтомный роман. Широковещательное название "Грозы над Россией" обмануть не могло: при чтении первой же части стало ясно, что действие развертывается в основном на кубанской земле, а почти все герои произведения - жители станицы Усть-Лабинской, казаки и иногородние. Однако еще до чтения писатели были удивлены твердой уверенностью автора, что его рукопись достойна опубликования и в ближайшее время выйдет в свет, к читателям. Все были убеждены, что рукопись такого объема, пусть даже приличного качества, опубликовать в наше время невозможно. Виктор Логинов вспоминал: "Такого же мнения придерживался и я , хотя дочитывая первую часть, уже понял, что держу в руках интересное, значительное по художественному уровню произведение. Сказать можно было проще и точнее; хорошая, талантливая вещь!" Рукопись, правда, с определенными оговорками, буквально просилась в печать. Но объем... 1770 машинописных страниц! Невозможно, нереально. Кто мог тогда оспорить это мнение? А книга взяла и вышла. И вот передо мною все три тома: "Грозовые тучи", "Обвальный гром", "Ураганные ливни". Роман, в котором меня покорили многие и многие страницы - самобытными характеристиками героев (Иван, Галька, Алешка), отличным знанием казацкого быта кубанской станицы, яркими пейзажами родной кубанской земли и языком ("Вечером над Кубанью бушевала гроза. Раскаленными стрелами она прожигала густую тьму и широко раскатывала валуны грома"). Роман сложный, много плановый. Книга вышла в издательстве "Советская Кубань"(редактор В. Неподоба) не сама по себе, не так как это было раньше, без особого труда, словно вольная птичка, вылетевшая из гнезда. Хозяин её, автор, славно потрудился, побегал, пооббивал пороги , чтобы достать деньжат: нужны были десятки миллионов. С трудом, но деньги были найдены, и, когда было завершено издание произведения, М. Савенко писал: " Я выношу сердечную благодарность за спонсорскую помощь тем, кто высоко ценит сокровища русской культуры, у кого отзывчивая душа". Кто-то скептически усмехнется: "Хождение по мукам" Алексея Толстого, "Тихий Дон" Михаила Шолохова, "Закат в крови" Степанова и ... творение усть-лабинского учителя Савенко. Не рискну выстраивать такую параллель. Несмотря на самооценку автора в послесловии к первой книге: "Я осмеливаюсь поставить в ряд с лучшими отечественными романами свой..." А может он и прав. Роман написан весьма профессионально, с точным ощущением материала и задачи. Вроде бы ничего из ряда вон выходящего не узнаем мы, начав читать роман. Август 1913 года. Размеренный быт станицы Усть-Лабинской. Чуть потрескивает электрическим разрядом извечное противостояние "лапотников" и казаков во взаимоотношениях главных героев - иногородних Колосовых и казаков Рысаковых. Их глазами мы видим события тех лет. Оба ищут правду жизни, и у обоих судьбы связаны гордиевым узлом любви к станичнице Галине Степановой... Автор - повествователь любит сдержанные, мягкие тона, ценит подтекст и мелодику народного слова. В результате рождается выпуклая, многомерная панорама начала смутного для России времени. Вторая и третья книга трилогии рисуют драматический распад великой Российской империи: февральская революция, отречение императора от престола, смута керенщины, в свою очередь породившая выстрел "Авроры", - как все это напоминает горбачевскую "перестройку" и последовавший за нею хаос.. Старо как мир: революции задумывают гении, осуществляют фанатики идеи, а кровавым барышом пользуются прохвосты. Нет, автор трилогии не говорит об этом, но весь настрой повествования (особенно последней части) готовит к этому уделу. Безумная мясорубка гражданской войны перемалывает судьбы главных героев. Силен кульминационный образ: столкнувшись в бою у пещеры, белые партизаны Рысакова и красноармейцы Колосова с устремленностью зомби занимаются взаимоуничтожением. Зачем? Кто в этом виновен? Кто виноват, что гибнет Галина, так и не поделенная до конца своих дней между казаком и иногородним зазнобой? Однако, несмотря ни на что, людям свойственно надеяться на лучшее. Иван Колосов накануне боя рассуждает: "От этой бесконечной войны, всё кажется в крови: тело, душа, небо, земля. Пожить бы мирно. Россию измучили, разорили вконец. Голод, нищета, болезни. И все-таки переживем все." Он надеется на солнце после туч, не зная того, что знаем мы: "расказачивание", бериевщина и кровь Великой Отечественной войны... Но и мы ведь тоже надеемся, что Россия оправится уже от сегодняшних, свежих ран. А как иначе - без надежды мертв человек. Печальны исторические уроки, еще и еще раз необходимо осмыслить в наше смутное для России время, чтобы выбрать в будущее верный путь. Разноречивы оценки критиков. Одни принимают роман: "охват событий в романе панорамный, автор создал целое эпическое полотно.. Роман написан отличным языком, сочным, глубоконародным". "Ваша книга "Грозы над Россией" - действительно значительное художественное произведение, поднимающее важные проблемы нашей истории, открывающее многие, еще мало или вовсе не освещенные страницы жизни." Несколько членов Союза писателей, прочитав трилогию, дали ей высокую оценку. Однако нашлись и противники. Чтобы создать такое произведение, нужно было основательно подготовиться. Михаил Константинович закончил литературный и исторический факультеты вуза, изучал и осваивал теорию и практику писательского труда. Напрашивается вопрос: дала ли природа ему способность творить? Ответ: да, дала. И это доказывает трилогия "Грозы над Россией". Да и не только. А его роман "Черные бури", воспоминания "Родная станица", стихи, которые он посвящали и своим родным, и родной кубанской земле, и своей нелегкой судьбе: Я родился в страду золотую, В непогожем военном году. Посулила судьбу непростую Мне кукушка в зеленом саду.
... Поднимался я трижды из гроба Вперекор узколобым смертям. И потом разлюбую хворобу Посылал на кулички к чертям.. Остановимся немного на его "Автобиографической исповеди". Она состоит из нескольких частей. Чувствуется. что каждая часть не завершена, но их хочется читать и перечитывать: "Родная моя мама, спасибо тебе за то, что одарила меня не затухающей памятью. Вечно благодарен за твои печальные рассказы о моем раннем детстве, о той поре, когда я был совсем зеленым. Они пробудили в душе горячее желание поведать миру о нашей горькой судьбе. И ты благословила меня на мучительно-радостный труд..." Это слова из первой части, которую Константинов назвал "Белый свет в огне". А как он любил свою станицу Новолабинскую, ей он посвятил записки "Родная станица". В первом очерке мы читаем: " И вот я в родной степи. С курганинского угорья вглядываюсь в голубую даль, в седое прошлое. И кажется мне, что вижу я смутные тени давно умерших деда-казака и отца..." Невозможно оторваться от записей: это и триптих "Три сестры", и поэма "Перед пропастью", и воспоминания Михаила Константиновича о Шолохове ("..вольные донцы взрастили еще одного великого сына России"). Любое из них заслуживает внимания не только нашего, но и критиков- литераторов. Но, увы! А я хочу еще остановиться на сборнике стихов последних лет жизни "Судьба". Константинов в 90-е годы как бы подводит итог своей жизни и творчества. Прекрасен его "Автопортрет": Я - истин рай и ад вопросов, Душою мягкий и крутой. Я соткан весь из парадоксов, Великий грешник и святой.
Во мне безумная стихия и тихий голубой причал. Я и бездарность, и мессия Во мне боренье двух начал.
То переливы тьмы и света, То схватка стыни и огня, И, если бы во мне не это, То, право, не было б меня. (1993 год) Лучше и не выразишь! |
||||||||||||
|
||||||||||||
История Кубани (уроки Жидяевой Луизы Никитичны) |
||||||||||||
Тема: "Проникновение восточных славян в Прикубанье и основание Тмутараканского княжества" Цель урока: Познакомить учащихся с истоками восточнославянского присутствия в Прикубанье, походами на земли Кубани киевских князей Игоря, Святослава и основанием Тмутараканского княжества. Задачи:
Основные понятия:
Учебное оборудование:
План:
Ход урока. 1. Опрос домашнего задания.
2. Изучение нового материала. Ребята, тема нашего урока "Проникновение восточных славян в Прикубанье и основание Тмутараканского княжества". О том, что Святослав разгромил хазар, двинулся со своей дружиной на Кубань и овладел Тмутараканским княжеством, мы изучали на прошлом уроке, но ведь и до Святослава на эту территорию уже проникали восточнославянские дружины. Сегодня мы узнаем, как это происходило, а также познакомимся с самим Тмутараканским княжеством.
Истоки восточно-славянского присутствия на Кубани. Целесообразно работать с готовым материалом в учебнике Б.А. Трехбратова "История Кубани с древнейших времен до конца ХVIII века", пункт "Истоки восточнославянского присутствия в Прикубанье". Вопросы к пункту:
Вывод: Уже в VI веке наблюдается присутствие восточнославянских племен на Северо-Западном Кавказе.
Походы киевского князя Игоря к берегам Каспийского моря. Взятие Тмутаракани. В ходе выполнения нового материала заполняется таблица.
|
||||||||||||
Начало влияния Киевской Руси на Тамани относится, по имеющимся сведениям, к Х веку. Связан этот факт с именем князя Игоря, его походами. Первый поход. Рекомендуется работа с картой. Карта: Кубанские Земли в Х - 1-й половине ХVIII вв. Атлас Истории Кубани. В 913 году великий киевский князь Игорь организовал поход восточнославянских дружин к берегам Каспийского моря с целью ограбления населения, проживающего в западной части этого бассейна. Этот поход совершался на 500 судах, на каждом из которых находилось до 100 воинов. Русские вышли из Черного моря в Азовское и неожиданно овладели Тмутараканью. Но князь не ставил своей целью сохранение земель в Причерноморье, поэтому руссы, вступив в переговоры с хазарами, отдают Тмутаракань и половину добычи за то, чтобы их пропустили на берега Прикаспия. Перетащив суда через волок, русские совершали набеги на берегах Каспия. Вопрос: Что такое волок? Руссы довольствовались набегами на незащищенные места. Много добычи взяли на Апшеронском полуострове и соседних с ним островах. На обратном пути хазарский каган получил от русских воинов половину добытых сокровищ. Но удача дальше не сопутствовала русским воинам. Они были атакованы хазарской гвардией, состоящей из мусульман, и потеряли в сражении 30000 убитыми. спаслось только 3000 руссов, вынужденных отправиться вверх по Волге в землю Болгар, довершивших их истребление. Вопросы: 1. Как вы думаете, Каковы были цели походов киевского князя Игоря к прикаспийским берегам? 2. На каких условиях славянские воины были пропущены через территорию Хазарского каганата? 3. Почему хазарский каган позволил мусульманской гвардии напасть на руссов? (Каган видел в славянах соперника, поэтому не был против уничтожения их дружины). Второй поход. В 943-944 гг. русские направились через степи Северного Кавказа. На кораблях они прибыли от устья реки Куры к главному мусульманскому городу Кавказа - Берда, взяли его штурмом, разграбили и возвратились на свои суда. Вопросы: 1. С какой целью был совершен 2 поход руссов? 2. Каковы были результаты восточных походов Игоря? Вывод: Походы Игоря Старого не сумели достичь видимых политических успехов.
Усиление влияния Руси, закрепление за ней Тмутараканского княжества. Материал этого пункта частично изучался раннее, поэтому рекомендуется только кратко напомнить основные события периода правления Святослава. Учитель: С именем Святослава - сына Игоря - связывают упрочнение положения руссов на Таманском полуострове, оно было укреплено здесь после того, как Святослав Игоревич совершил успешный поход против северокавказских племен. Он основал военно-торговую факторию в самой Тмутаракани. После трагической гибели Святослава в 972 году к власти пришел Владимир. Князь Владимир сыграл большую роль в усилении влияния Руси в Тмутараканском княжестве. В 989году Владимир взял Херсонес, но затем вернул его Византии, а Боспорское поморье и Тмутаракань закрепил за Русью. Единства в определении даты основания княжества в исторической литературе нет. Но почти все отечественные историки считают остатками Тмутаракани многослойное городище, расположенное в станице Тамань. Тмутаракань - древнерусское название бывшей Гермонассы - Таматархи, которая стала после 965 года центром Тмутараканского княжества. В городе последовательно княжил Мстислав (988-1036г.), (Ярослав мудрый), Ростислав, Глеб, Роман, Олег "Гореславович", Давыд, Володарь. После 1094 года Тмутаракань была отрезана от Руси и позднее подчинялась Византии. Где же располагалась Тмутаракань? Источником, подтверждающим месторасположение города, является Тмутараканский камень Бывают края, что не движны веками, Зарывшись во мглу и мох, Но есть такие, где каждый камень Гудит голосами эпох. (И. Сельвинский) Что же такое тмутараканский камень? В 1972 году на Таманском полуострове при разборке старой турецкой крепости на мраморной плите была сделана следующая запись, которая гласила: ".... В лето 6536 индиката 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен" Историки относят это событие к 1068 году. Надпись впервые опубликована А.И. Мусиным-Пушкиным в 1974 году. Сейчас Тмутараканский камень экспонируется в Эрмитаже, а в Таманском музее хранится мемориальная колонна с надписью о находке, сделанной в 1803 году академиком Н.А. Львовым-Никольским " Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тмутараканском, найденном в 1972 году атаманом Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф Пушкин..." При закреплении изученного материала можно использовать следующую схему. Усиление влияния Руси, закрепление за ней Тмутараканского княжества. |
||||||||||||
3. Закрепление изученного материала.
|
||||||||||||
Тема: Краснодарский край во второй половине 60-х - начала 80-х годов: прогресс или начало регресса?" Цель урока: Изучить развитие Краснодарского края во второй половине 60-х - начале 80-х годов. Задачи:
Основные понятия: кубанское море, кукурузная эпопея. Учебное оборудование: портрет С.Ф. Медунова, атлас истории Кубани "История Кубани ХХ век" Щетнев В.Е., Смородина Е.В., документы из периодической печати края, района. Тип урока: изучение новой темы. Форма: диспут. Эпиграфы: "Есть миллион тонн кубанского риса". "Течет вода Кубань-реки Куда велят большевики!" (лозунг) План.
Ход урока: Разделить класс на группы, где есть оптимисты и пессимисты. Первая группа изучает вопрос "Экономика Кубани в 60-80-х годах." Вторая группа "Сельское хозяйство". Третья группа - "Жизнь, быт населения". Четвертая группа - "Наш район в 60-80-е годы". Пятая группа - "Руководители края, района". Все учащиеся в тетради заполняют в ходе урока таблицу. |
||||||||||||
|
||||||||||||
В конце урока ученики сдают тетради с записями на проверку учителю. В течение урока учитель выступает в роли координатора. Он учитывает ответы учащихся, обращая особое внимание на содержательность, логичность. Поощряются дополнения, уточнения. Все это входит в коэффициент оценки. В конце урока выставляется общая оценка. Учащиеся делают вывод по теме урока: "Краснодарский край во второй половине 60-х - начала 80-х годов: прогресс или начало регресса?" Желательно пригласить на урок специалистов, которые занимали руководящие позиции в экономике, сельском хозяйстве, культуре, образовании в 60-80-е годы. Примерные вопросы учителя: 1. Как развивалась экономика в 60-80-е годы? 2. Какую роль в послевоенном восстановлении сыграли многочисленные почины и инициативы? 3. Дайте оценку состояния сельского хозяйства к началу 80-х годов. 4. Какова роль социалистического соревнования, кто в нем участвовал? Привести примеры. 5. Что вы знаете о руководителях края, района, станицы в 60-80-е годы ХХ века? 6. На примере своей станицы, колхоза охарактеризуйте развитие экономики, сельского хозяйства, культуры. Примерные записи учеников в тетради: |
||||||||||||
|
||||||||||||
Домашнее задание: стр. 38, пп.4-5, записи в тетради. |
||||||||||||
Декабрь 2006 года. Первый Кубанский Ледяной поход (краеведческий очерк). (Лямина Татьяна Алексеевна, учитель географии)
Гражданская война для любой страны большое бедствие, будь то Испания, Греция или Россия. О Гражданской войне на Кубани написано не мало. Только взгляд на ту войну был с одной стороны. 88 лет тому назад начался поход, которому суждено было остаться не только в памяти участников похода, но и войти в летопись Гражданской войны, той ее страницы, которая еще не прочитана многими. Этому событию была посвящена конференция, прошедшая в музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге, в феврале 2006 года. Как вспоминали участники похода в своих мемуарах, в одной из станиц старушка, вышедшая навстречу добровольцам, допытывалась: »из-за чего воюют и нельзя ли как- то помириться?» А старый казак в одной из станиц на вопрос белого офицера: »За кого дедушка, за нас, кадет, или за большевиков будешь?», отвечал так: »Кто из вас победит, за того и будем..»* Помириться не удалось, дедушка тот давно в земле, а нам довелось родиться и жить с победителями той далекой войны. Хорошо, что настали такие времена, когда мы можем открыто говорить историческую правду о тех далеких днях. Как вспоминал Александр Петрович Филимонов, атаман Кубанского казачьего Войска, »для многих из добровольцев увиденное на Дону и на Кубани было неожиданным и малопонятным. Сначала иронически, а потом с раздражением смотрели они (добровольцы) на казачьи правительства, Круги, Рады и на смелость, с которой добровольцам указывалось, что они желанные, почетные гости, но не хозяева в казачьих областях…»** Именно это непонимание и разобщенность интересов привели в последствии к поражению Белого движения в Гражданской войне. Это было в Ростове, отсюда начался этот легендарный поход. К тому времени две тысячи русских офицеров были убиты в Киеве, о чем пишет в своей книге «Белая гвардия» М.А. Булгаков, остальные потянулись на Дон, к казакам. В исторической и мемуарной литературе сохранилось несколько названий этого похода:1-й Кубанский, Корниловский, Добровольческий и Ледяной. Название Ледяной поход пошло от молодого журналиста Борташевича, который умер от тифа в Полтаве в 1919 году. Самые «ледяные дни» похода это период от 11 до 15 марта. В эти дни природа ожесточилась, сначала шел дождь, который перешел в ледяную крупу, потом повалил снег. Дул сильный ветер. В открытой всем ветрам степи некуда было деться от этого ненастья. Впереди были степные речушки, которые нужно было переходить в брод. Люди и лошади покрывались ледяной коркой. Раненые, лежащие на телегах, испытывали холод и все ужасы предстоящего перехода. На Кубани редко выдаются холодные дни в марте, но в тот год природа «протестовала» лютым холодом, предвещая что-то недоброе… Позже, выжившие в этом походе напишут, что не верили, что уцелеют в этом аду, где кроме холода их ждал и днем и ночью огонь противника.18 человек раненых замерзли на подводах.В этом походе, кроме кадровых офицеров, принимали участие вчерашние гимназистки, девушки из благородных семейств, баронессы, кадеты, юнкера. Из Ростова вышли в 1 Кубанский поход 165 женщин. Из них 15- прапорщиц;17- в чине рядового бойца; 5- врачей и фельдшеров;122- сестры милосердия. По воспоминаниям Львова (члена Государственной Думы, публициста):
« Санитарная часть была одной из самых
слабых сторон в Ледяном походе. Медикаментов было мало; ничтожное их
количество, взятое в Ростове и Новочеркасске были использованы, в первые
же дни похода. В города армия не заходила, а сельские аптеки сами
нуждались в лекарствах..»*** «Тяжелым был вопрос об одежде и обуви для
раненых.. Обмундирование и обувь снимали с мертвых, да так окровавленное
и надевали на себя» *** На медицинском персонале лежала не только медицинская, но и хозяйственная часть: устроить раненым ночлег, накормить, поменять повязки, утром погрузить на подводы. Кубань долгое время оставалась свободной от большевизма, но остаться свободной от Гражданской войны она не смогла. 1 Кубанский поход проходил по многим станицам Дона и Кубани. Карту этого похода можно отыскать, она опубликована в исторической и мемуарной литературе. Многие ученики, изучая историю Гражданской войны, совсем не знают о событиях, происходивших в их родных городах и станицах. А знать это надо бы! Не только потому, что знания обогащают, а главным образом потому, чтобы не прерывалась живая память о тех людях и тех событиях, которые происходили на земле, по которой мы ходим каждый день, память о событиях нашей малой Родины. Самые жестокие бои в 1 Кубанском походе развернулись в треугольнике Тихорецкая-Кавказская – Екатеринодар. И это не случайно, это были важные в стратегическом отношении железнодорожные узлы, по которым красные получали подкрепление боеприпасами, орудиями, продовольствием. Один из участников этого похода вспоминал, что белые ходили через железнодорожное полотно, а красные – вдоль него. Думаю, что не всем известен такой факт, что деление на «красных» и «белых» произошло именно в этом походе, после победы Добровольческой Армии в донской станице Лежанка. Это было 21 февраля 1918 года. Невозможно было отличить воинов, одетых в одинаковую форму, бывших боевых товарищей, пришедших с фронтов Первой Мировой войны и вставших друг против друга по разные стороны. Лавр Георгиевич Корнилов отдал приказ нашить на папахи и фуражки полоски белой материи, для того, чтобы отличать своих во время боя. На знамени Корниловского полка было написано »Благо Родины превыше всего», а девизом были такие слова: «Страшна не смерть, страшны позор и бесчестие». Много героических поступков в этом походе совершили не только мужчины, но и женщины, которым пришлось испытать весь ужас Гражданской войны. Мало кому известно, что сестры милосердия в Екатеринодаре приняли решение помогать раненым на поле боя, как красным, так и белым воинам. Член Государственной Думы Львов, вспоминал, как один офицер штаба показал ему записную книжку большевистской медсестры, «в каждой строчке которой сквозил ужас отчаяния от соприкосновения с реальностью революции». Эта медсестра записала, как ей пришлось с револьвером в руках отбивать в адыгейских аулах черкешенок, на которых набросились озверевшие солдаты. В Добровольческой Армии за ту же провинность убили двух персов. 23 февраля 1918 года Добровольческая Армия вошла в пределы Кубанского края.23 февраля взяли с боем станицу Плоскую, 24 февраля – станицу Незамаевскую, в ту же ночь перешли железнодорожное полотно у станицы Новолеушковской.27 февраля взяли станицу Ирклеевскую,1 марта - станицу Березанскую, и вышли к ж/д станции Выселки. 3 марта был жестокий бой за Выселки. Н.Федоров, участник похода, вспоминал, что перед наступлением на Выселки, в плен были взяты несколько красных бойцов, которые рассказали, что по приказу Л.Д.Троцкого, все военнопленные немцы и австрийцы вооружены и брошены против Добровольческой Армии.»Великая Русская революция укреплялась штыками врагов России»***** Было много убитых в рядах Добровольческой Армии, которых похоронили на хуторе Журавском. Жестокие бои пришлось выдержать с красными бойцами за Кореновскую 4 марта. На местном кладбище в братской могиле похоронили 33 человека. В станице Кореновской бойцы ДА получили известие о взятии Екатеринодара большевиками и уходе из города добровольцев, под командованием полковника Покровского, с атаманом Филимоновым, Радой, и Кубанским правительством. 5 марта бойцы Добровольческой Армии выступили в поход на Усть-Лабу. Именно так эта станица значилась в походных картах. 6 марта на подступах к станице Усть-Лабинской завязался отчаянный бой вблизи железнодорожной станции. Бойцами ДА было захвачено около шестисот снарядов, патроны, пулеметы, белье, продовольствие и медикаменты. Но самым радостным событием для бойцов был обнаруженный на полевой кухне котел с горячим борщом. При взятии ж/д станции Усть-Лабинской погибло сто и ранено четыреста бойцов Добровольческой Армии. Из местной тюрьмы, в центре станицы были выпущены казаки, не вставшие в ряды большевиков, которые примкнули к бойцам ДА. Из станицы Брюховецкой в Усть-Лабу прибыли три сотни казаков, которые пополнили поредевшие ряды белых воинов. В тот же день отбили старый мост через реку Кубань, и ДА пошла на станицу Некрасовскую. Последними перешли мост через реку Кубань 2 рота и Партизанский полк, которые стояли заслоном. При отходе мост был взорван. Только в Корниловском полку за бои в станице Усть-Лабинской погибло тридцать пять бойцов. Корниловский Ударный полк был гордостью Добровольческой Армии, в нем сражались самые бесстрашные воины. Как вспоминал М.Гетманов, участник этого похода, при допросе пленного генерал Корнилов задал ему такой вопрос: «Почему дрался?» - «Заставили идти», - отвечает пленный. «Вот люди! - вскричал генерал Корнилов, - их заставляют идти против своей Родины и они идут!»****** Жестокие бои были за Екатеринодар. По воспоминаниям Р.Б. Гуля, участника Первой Мировой войны, вступившего в Добровольческую Армию в 1918 году и принявшего участие в Первом Кубанском походе, « то наши займут их окопы, то они наши. Вчера во время боя мы своих раненых в стог сена спрятали к вечеру нас отбили, раненые остались между линиями, ближе к ним (красным). Ночью видим – стога пылают. Сожгли наших раненых.»*******(стр.288) Перед штурмом Екатеринодара, в станице Елизаветинской, пришлось оставить 64 человека тяжело раненых белых воинов. Их оставили с врачом, сестрами милосердия, запасом продовольствия, медикаментов и денег. Первого апреля 1918 года все раненые были зарублены матросами-большевиками. Против Добровольческой армии на Кубани сражались красные, под командованием Сорокина, «армия» Автономова,39 дивизия, матросы, пленные австрийцы, китайцы, шахтеры Донбаса, рабочие Баку, Темрюка, Керчи, Тамани. Начав бои под Екатеринодаром, ДА насчитывала шесть тысяч бойцов, а при отступлении, в колонии Гначбау, их было около трех тысяч. Именно в колонии Гначбау, разорвавшимся снарядом был убит Лавр Георгиевич Корнилов. А.И.Деникин, как старший по званию, вступил во временное командование Добровольческой армией. При отступлении от Екатеринодара, в станице Дядьковской пришлось оставить сто девятнадцать тяжело раненых белых воинов. Сто один раненый боец был спасен, шестнадцать человек умерло от ран, и два человека были убиты большевиками на месте. Спасенные раненые бойцы были перевезены в Екатеринодар, где за ними стали ухаживать сестры милосердия, входившие в подпольную организацию. Именно сестры этой организации ухаживали за ранеными, помогли сделать бойцам поддельные документы и переправить их за рубеж. Первый Кубанский Ледяной поход закончился в станице Мечетинской. Было пройдено 1300 верст за восемьдесят дней похода. В воспоминаниях Ларионова записано:»История Первого Кубанского похода останется одной из самых светлых страниц русского лихолетья, где в каждой строке героизм, в каждом слове страдание и под каждой буквой – запекшаяся кровь, много крови, но ни капли грязи, кроме грязи черноземной вольных и широких кубанских степей».******** Знакомство с историей Гражданской войны на Кубани на примере Первого Кубанского похода, позволяет посмотреть на войну глазами воинов Белой Армии, которые были патриотами Родины и сохранили свой патриотизм, даже покинув Родину. Каждая, даже самая маленькая станица, город или село имеет свою историю. И чем больше мы будем знать ее, тем глубже и крепче будет наша привязанность к земле, к тому месту, где мы родились, выросли, учимся и работаем. Память это тот кирпичик, на котором выстроена великая история нашей страны. Нужно учиться беречь и уважать эту память.
Список использованной литературы: *стр.43 Белое дело. Ледяной поход, М.,Голос,1993 г. ** стр.141,там же. ***стр.215-216 1 Кубанский Ледяной поход. М., Центрополиграф, 2001г. **** стр.169 там же. ***** стр.788 там же. ****** стр.808, там же. ******* стр.288, там же |